Форум » Войны Нового времени (XVII-XIX вв.) » Флот Речи Посполитой » Ответить

Флот Речи Посполитой

Dreik: Копаясь в инете нашел чертежи кораблей Vodnik и Zmok. Есть ли где нибудь данные по другим кораблям Речи Посполитой и были ли какие-либо бои с их участием, в частности интересует период Тридцатилетней войны? И еще технический вопрос: как в сообщение вставлять картинку?

Ответов - 240, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Эд: Шведский флот в 1621 г. Название, кол-во моряков (без солдат), пушки, Полукартовер – 1 Фельдшлангер – 2 Полушлангер – 3 Двойной фальконет – 4 Камнемет (картечница) – 5 Real skepp Aplet, Rikskronan – по 127, 32 14-1, 12-3, 6-5 Svardet, Wasan – по 109, 32 14-1, 12-3, 6-5 Scepter, Ricksnyckeln – по 93, 22 14-3, 6-4, 2-5 Andromeda, Harborviks stora byggning по 93, 32 16-2, 10-3, 6-5 Orlogs-skepp Tre Kronor, Perseus по 61, 28 16-2, 10-3, 2-5 Elefanten 51, 30 14-2, 10-3, 6-5 Orpheus, Blomman, Stjernan, Oranibom по 51, 28 16-2, 10-3, 2-5 Samson, Harbovik по 51, 22 4-2, 12-3, 6-5 Spegelen 51, 30 12-2, 12-3, 6-5 Svarthunden, Jupiter, Lilla Nyckelen, Hannibal по 41, 22 14-2, 6-3. 2-5 Falken, Engelen, Mercurius по 41, 18 14-2, 4-5 Draken 35, 14 10-3, 4-5 Mars, Ostgota Lejonet по 35, 18 14-3, 4-5 Smarre krigs fartyg Jagaren, Leoparden, Vesterviks Pinassen по 25 чел., всех пушек – 56 (16-2, 32-3, 8-5) Vesterviks Bojorden, Salvator, Stalnabben, Stora Ostgota Galejan по 21 чел., всего 46 пушек (24-3, 8-4, 14-5) Без пушек: Jonas, Stora Bojorten, Lilla Galejan, Vesterus-Rosen, Jonas-pramen, Bjorneborgs Pramen, Nya Galejan, Forgylda Galejan по 10 чел. Alen, Krabban, Viborgs Pinkan – всего 20 чел. Caghen, Sarapa-Pramen, Lilla Bojorten, Laxen, Roda Jakten, Nya Jakten – по 6 чел. 4 новые галеры – по 10 чел.

пьер: Эд пишет: Для интересующихся - у меня есть список англ. кораблей с вооружением 1588 г. с указанием веса орудий. Уважаемый Эд, вес орудий судов Армады - это действительно очень интересно. По судам Армады есть данные, в т.ч. и по колличеству орулий на http://www.sailingwarships.com/, но по каллибрам там данных нет. Эд, спасибо за Ваш ответ по лафетам. То, что были орудия на колесах есть и у Щтенцеля, и у Коломба. Кажется Коломб пишет и о том, что у англичан в боях с Армадой были более широкие орудийные порты, что позволяло им лучше наводить орудия по горизонту, а испанцам приходилось порой и всем судном маневрировать. Но вопрос о креплении возник после одного пассажа у Дюпюи во Второй книге "Всемирной истории войн". Дюпюи иногда допускают различные ляпы, поэтому, я и решил уточнить у участников форума. А суть того пассажа заключалась в том, что лафеты во времена Армады часто крепились к борту жестко, поэтому при разгроме Армады суда часто были вынуждены прицеливаться корпусом, и постоянно кружить возле атакуемого противника. Это утверждение и вызвало некоторые сомнения.

Wodnik: Эд пишет: Шведский флот в 1621 г. большое спасибо, двойной фальконет понимаю так, соответствует фалкону - 2.5-3 фунта, а какому калибру соответствуют остальные?


Эд: пьер пишет: вес орудий судов Армады Наверное, я неточно выразился. В журнале "The Mariner's Mirror" (1996) были опубликованы недавно найденные в Англии сведения о весе орудий англ. кораблей в 1595 г., в англ. фунтах. Advantage 1590 300 т, все чуг. 7 п/кулеврин - 24472ф, 8 сакр - 18760, 4 миньона - 7056. Adventure 1594 500 медные 4 кулевр.-15635, 11 п/кул.- 31170, 6 сакр - 10636, чуг. 2 fowlers-1169 Answer 1590 400 чуг. 5 п/кул.-17108, 8 сакр-18144, 4 миньона- 6832, 2 fowlers-1169 Antelope 1581 650 мед. 1 п/пушка-3682, 3 кул.-10978, чуг. 4 п/кул.-11648, мед. 5 п./кул.-15401, чуг. 2 п/кул.-3808, мед. 4 сакры-5732, 1 falcon-1056, 2 fowlers-1947 И т.д., еще 20 кораблей. Если это интересно, я завтра продолжу.

пьер: Эд пишет: Если это интересно, я завтра продолжу. Тоже интересно. Это вес, как я понимаю, всего орудия в английских фунтах. Это вес ствола или с лафетом?

Эд: Wodnik пишет: какому калибру соответствуют остальные? Полукартовер – 1 - 24ф Фельдшлангер – 2 - 12ф Полушлангер – 3 - 6ф Двойной фальконет – 4 - 3ф Камнемет (картечница) – 5 - видимо, 24ф, но короткий пьер пишет: Это вес ствола или с лафетом? Вес самого ствола

Wodnik: Спасибо. Ещё совет нужен! С трудом, но нашёл информацию о Путциге(Пуцке). Действительно, похоже горно-лесистая месность, неудобная для подвоза тяжёлой осадной артиллерии. Целесообразность подвоза мортир на кораблях, видимо, была. Подскажите сколько примерно надо времени для укрепления набора и палубы под мортиры.

Эд: Wodnik пишет: сколько примерно надо времени для укрепления набора и палубы под мортиры. Здесь - главное сама идея. Если такая идея есть и не кажется фантастикой, то укрепить трюм подходящего галиота деревом, мешками с шерстью и т.п. - дело техники.

Эд: Эд пишет: еще 20 кораблей Самый большой из них - Triumph 1578 1500 т 4 медн. пушки (64ф) - 11489ф 4 медн полупушки (32) - 16670 9 мед кулеврин (18) - 37941 3 мед полукулеврины (9) - 8606 6 медных сакр (5,25) - 9350 3 port-pieces (камнемета) - 2935 7 fowlers (дробовика) - 5127 Остальные были на вертлюгах. В прошлом в исследованиях о морской артиллерии 16 века различались whole canon в 60ф и canon-royal в 66ф. Каруана установил по реальным инвентарным спискам заказанных орудий, что "целая" пушка всегда была в 8 дюймов с ядром в 64 фунта.

пьер: Эд пишет: Самый большой из них - Triumph 1578 1500 т 4 медн. пушки (64ф) - 11489ф 4 медн полупушки (32) - 16670 9 мед кулеврин (18) - 37941 3 мед полукулеврины (9) - 8606 6 медных сакр (5,25) - 9350 3 port-pieces (камнемета) - 2935 7 fowlers (дробовика) - 5127 Остальные были на вертлюгах. Интересны данные Коломба по Triumph, участвовавшем в боях с Армадой. Как я понимаю это тот же корабль. Водоизмещение 1 100 тонн. Число команды 500 чел. Число орудий 68. Вес залпа в фунтах 402. Орудий: 60ф. - 4; 30ф. - 3; 18ф. - 17; 9ф. - 8; 6ф. - 6; малых - 30. Уважаемый Эд, может Вы, как модератор, перебросите посты по англичанам в раздел по Средним векам. Там можно было бы открыть отдельную тему, например: "Флот Англии на рубеже 16-го - 17-го веков? Как Вы на это смотрите? Вопросов, я не сомневаюсь в этой теме будет не мало, а это все-таки не флот Речи Посполитой.

Эд: Это правильная идея.

Wodnik: Эд пишет: Здесь - главное сама идея. Если такая идея есть и не кажется фантастикой, то укрепить трюм подходящего галиота деревом, мешками с шерстью и т.п. - дело техники Стало-быть, при наличии идеи - не дёргаться со штурмом в декабре, и не пыжиться с транспортировкой мортир по пересечённой местности (ещё и устанавливать мортиры надо в опасной близости от шведов), лучше дать гарнизону вымучиться за зиму, а самим тем временем подготовить корабли к установке этих-самых мортир и осуществить штурм весной " без шума и пыли" , технически вполне реально.

Эд: Агриппа пишет: Именно "бомбами с галер"? Именно. Во всяком случае так пишут итальнские морские историки. 9-пудовыми бомбами с галер, по их сведениям, был разрушен Парфенон. Он действительно так далеко от берега? На его фото море как будто не так далеко. Но здесь главное то, что Морозини, несомненно, стал применять стрельбу с мортир, установленных на галерах в 1680-х гг.

Renown: Агриппа пишет: Но если Вы мне не доверяете, можете посмотреть карту Афин или вспомните, какова была протяженность "Длинных стен". Как человек, посещавший Афины - подтверждаю. Далеко.

Wodnik: Возвращаясь к вопросу, за три зимних месяца при наличии идеи, мастеров-корабелов, соответствующей требуемой задаче рабочей силы - возможно-ли проработать проект укрепления и воплотить его, скажем, подготовив шесть кораблей под дюжину мортир. Я хочу уяснить: можно-ли это рассматривать как "гипотезу" при отсутствии доказательств?

Wodnik: Вопрос мой не праздный, связан с тем что "родить" идею, вероятно, было кому. И сам Данциг "богат" на таланты, и есть данные о неком выходце из Франции (фамилии пока выяснить не удалось) на польской службе, весьма сведущем в артиллерии и даже названным "отец Польского флота". Полагаю, проект крепости Вислоуйсце-Вейшельмюнде тоже его детище, поскольку до начала XVII в. упоминания о ней не встречал и на найденой мною карте-гравюре её нет. На шведском, хотя чисто художественном, рисунке крепость современного вида, соответствует теории Вобана.

Wodnik: Агриппа пишет: иначе мы не читали бы , что: "Первые бомбардирские суда появились во французском флоте в 1681 году". это безспорно, я потому так дотошно в этом деле хочу разобраться, поскольку этот бой-битва так мало освящён, а редкое его освящение поляками Козьяршем и Кочоровским без вопросов и сомнений пересказывается английским морским историком (как я понял - вполне уважаемом) Андерсоном. А там речь идёт именно о шести кораблях (три мортиры-галеон "Крол Давид", две - галеон "Водник", и видимо по одной на пинках и флейте).

Wodnik: Агриппа пишет: на средневековой гравюре Александр Македонский погружается под воду почему-то в одеяниях средневековых французских королей полностью с Вами согласен, даже улыбнулся вспомнив эту репродукцию. Но данных так мало а тема мне так интересна что приходится пользоваться всем что попадается, даже весьма сомнительного толка. Потому и называю не иначе как "возможная гипотеза".

Эд: Применение Морозини мортир на галерах (и кораблях) не позднее 1687 г. подтверждается также турецкими и австрийскими источниками. Отосительно Парфенона - у M. Nani Mocenigo, Storia della marina veneziana de Lepanto alla caduta della Republica, Roma, 1935. Сказано об этом походя. Данное издание относится к эпохе Муссолини (в этой книге также имеется его предисловие), в ту эпоху всячески прославлялись прошлые подвиги итальянцев (и римлян). R.C. Anderson писал свою историю Naval Wars 1559-1853 (1952) на основе материалов из венецианского морского архива, где долго работал. Об этом эпизоде он сообщает следующее: 3-7 сентября 1687 г. Морозини бомбардировал Мальвазию с 3-х бомбардирских кораблей и 12 галер. 21.09 он высадил десант в 7 милях от Афин (галеры находились в з-ве Эгина, к югу), 28.09 во время бомбардировки очень пострадал Парфенон. Возможно, Нани Мочениго объединил эти события, к вящей славе итальянского оружия, тем более, что Мальвазия устояла. Но одно замечание: какая была там береговая линия в то время? Мой отец был в Парфеноне в 48-м, на фото море как будто недалеко.

Renown: Агриппа пишет: Остается лишь вопрос, почему же историки приписывают изобретение бомбардирских судов все-таки французам? Видел я где-то на просторах интернета статейку на французском о генерал-коммисарах артиллерии флота во Франции. Там описывалось создание бомбпардирских судов, судьбы Пти-Рено и Пуанти, бомбардировка Алжира и Генуи. Если надо - могу завтра выложить на языке оригинала.

Wodnik: Агриппа пишет: Остается лишь вопрос, почему же историки приписывают изобретение бомбардирских судов все-таки французам так в том идело, я не имея доступа инет, "искал" сведения в печатных изданиях и у меня создалось такое впечатление что "битвы" и не было как таковой а был только небольшой спонтанный бой, даже в Польше, по словам Эда мало интересуются. В Сети вот нашлись материалы Козьярша и Кочоровского и пересказ их Андерсоном, ну ещё отрывками, точнее "упоминания мельком" и всё.

Эд: Агриппа пишет: И где здесь сказано, что с галер вели огонь именно мортиры? Как я уже предположил, возможно итальянский автор объединил события у Мальвазии и Афин. Такие случаи у эмоциональных историков случаются. Скажем, в History of Ottoman Steam Navy говорится, что турецкая эскадра в 1829 г. встретила бриг Меркурий и фрегат Рафаил. Меркурий сумел бежать, а Рафаил был захвачен.

Эд: Агриппа пишет: Под "укреплением" здесь следует понимать распределение нагрузки по силовым элементам набора, причем сделать это надо так, чтобы нагрузка распределялась как можно более равномерно Хорошо, конечно, иметь специально построенные бомбардирские корабли. Но в морской истории неоднократно бывали сучаи, когда срочно требовались такие бомбарды для конкретных целей, в таком случае их быстро клепали на скорую руку, применяя все подручные средства, действительно, нередко бывало, что такие переоборудованные корабли не выдерживали своего же огня, получали сильные повреждения, даже тонули.

Wodnik: Wodnik пишет: есть данные о неком выходце из Франции (фамилии пока выяснить не удалось) на польской службе, весьма сведущем в артиллерии и даже названным "отец Польского флота". Якуб Вейхер (полск.) Жак де-Вейхер (франц.) Считается основателем города Вейхерово, Польша Поморское воеводство. В Русском флоте служил, вероятно его потомок, Константин Александрович Де-Вейхер. Мл. инженер-механик крейсера "Громобой", инженер-механик в чине ст. лейтенант на минном заградителе "Краб".

Wodnik: К Эду. В Википедии, в материалах про Гетмана Ходкевича есть упоминание о некой "победе небольшого польско-литовского флота над шведским" в 1609 году под Ригой. У Козьярша по этому поводу ничего нет? Если есть, можно хоть по польски?

Эд: Wodnik пишет: в 1609 году под Ригой У Андерсона по этому поводу сказано: В июне 1608 г. шведы захватили Динамюнде, но он был тут же осажден польской армией. Шведы пытались спуститься по реке и атаковать Ригу, но были отбиты польскими брандерами. Весь 1609 г. шведский флот пытался высадить десант - выручить Динамбнде, но польская армия была слишком сильна и отбила все атаки, в итоге поляки отбили Динамюнде.

Wodnik: Эд пишет: но были отбиты польскими брандерами понятно, видимо, какие-то гребные речные суда или те же пинки, только на этот раз вооружённые полевыми пушками.

Renown: Агриппа пишет: приведите пожалуйста конкретные примеры использования мортир с кораблей и, если не возражаете, мы их разберем. Пожалуйста. ЛК "Беллон" при рейде на Рио был вооружен двумя 13-дюймовыми мортирами. Данные из мемуаров самого Дюгэ-Труэна.

Эд: Агриппа пишет: приведите пожалуйста конкретные примеры использования мортир с кораблей В том же рейде на Рио в 1711 г. по 2 мортиры были установлены накануне прорыва и штурма на 2 флейта - Francaise и Patient. К такой временной мере время от времени прибегали англичане, французы, голландцы и испанцы. Коммодор Мартин, заставивший подписать Неаполитанского короля договор о нейтралитете в 1742 г. (под угрозой немедленной бомбардировки), имел 3 "переоборудованных" бомбардирских корабля, адмирал Мэтьюс, в случае дальнейшего пребывания испанского флота в Тулоне (где он находился 2 года 1742-44) планировал атаковать его там мортирными судами и брандерами. При этом бомбардирских судов он не имел и предполагал временно переоборудовать в них небольшие суда. В сражении при Малаге (1704) один из 2-х англ. бомбардирских судов - Hare - был реквизированным приватиром. Такие же временные мортирные суда были и у Кокрэна при атаке фр. кораблей у о. Э (Aix) в 1809. Эти примеры я вспомнил навскидку, вообще, их больше. Переоборудование в мортирные суда в войнах с конца 17 и до начала 19 века было довольно обычным делом и нередко упоминается в хрониках, при этом для этого использовались обычно небольшие суда. Ближе к середине 19 века в мортирные корабли были переоборудованы фрегаты типа Eurotas (2-13-дюймовые мортиры). Кстати, дальность стрельбы 13-дюймовых мортир превышала 7 км.

Эд: Агриппа пишет: примеры относятся к XVIII-XIX векам Временно переоборудованные под мортирные суда использовались в 1693-96 гг. англичанами и голландцами при бомбардировках французских приморских городов.

Эд: Эд пишет: дальность стрельбы 13-дюймовых мортир превышала 7 км. Насколько я помню, это относится к французским гомеровым мортирам (длинного литья) системы Вальера (1732) и Грибоваля (1765). Надо посмотреть литературу.

Wodnik: Агриппа пишет: брандер - это "судно, нагруженное горючими веществами, это верно, здесь возможно тот самый случай, который упоминал Эд - эмоцианальность историка. Хотя, для пущей точности надо уточнить, кто был выше по реке. Если поляки - то брандеры в настоящем понимании, если шведы - то, всё же пушки. Почему, скорее всего брандеры - эмоция, на реке они малоэффективны. Сейчас нет под рукой книжки об Австрийской Дунайской флотилии в WWI, но насколько вспоминаю "на вскидку" они пару раз подвергались атаке брандеров, и всегда без потерь.

Эд: Wodnik пишет: Если поляки - то брандеры Возможно, поляки не имели кораблей, вооруженных пушками (и канониров к ним). И пустили на шведов горящие брандеры, после чего те отказались от атаки. Думаю, подробности есть в истории польских сражений польских авторов, скажем, Zarys dziejow wojskowosci polskiej do roku 1864, Warszawa, 1965. Здесь разбирается и бой под Оливой 1627 г. И еще - T. Nowak, J. Wimmer, Dsieje oreza polskiego (963-1945), Warszawa, 1968. Я из них делал выписки когда-то. Но наверняка есть и более полные и новые издания.

Wodnik: Разобрал ситуацию детально, думаю с максимальной вероятностью. Где находится или находилась Динамюнде посмотреть правда не удосужился, рассуждал как обычно за чаем. Судя по названию это крепость в устье Даугавы. Рига расположена на правом берегу Даугавы в 10 км от устья. Стало быть, шведам чтобы добраться, нужно часа 2-2.5. Поляки врядли сразу узнали о выходе шведов, скорее где-то на полпути. Таким образом у них на подготовку 1 час. Подготовить за это время брандеры и трудно да и нецелесообразно. Судно плывущее (пусть Вам этот термин не режет ухо, по реке редко "ходят". Если по течению, то "плывут" или "сплавляются", против - как правило "выгребают") по течению практически неуправляемо, чтобы управляться оно должно иметь движение, значит скорее всего гребцов. Брандер с десятком гребцов - самоубийц мне трудно представить, а угробить на это ненадёжное дело несколько хороших каботажных судов сильно расточительно. Куда как проще, закатить по пушке на дюжину шаланд или барж, перегородить ими реку, поставив на якоря перед плёсовым участком ( Даугава от устья до Риги, судя по фотографиям и смыслу - сплошной плёс), тогда достигшие "зоны досягаемости пушек" шведы, выгребающие против течения, станут идеальной и безответной мишенью. В этом случае весь опыт моряков шведов теряет смысл перед неопытностью поляков абсолютно. У них остаётся два выбора, или продолжить движение оставаясь безнаказно избиваемыми, или благоразумно уйти восвояси, что я думаю они и сделали. Интересно- бы было узнать насколько верна моя версия.

Эд: Агриппа пишет: "переоборудованием на скорую руку", В числе многих англ. и голл. бомбардирских кораблей (и брандеров) в 1690-е гг. специальной постройки немного, это понятно, в сражениях они не использовались, поэтому для этой цели применяли приватиры, судя по документам, на такую подготовку уходило 1-2 месяца, позже им возвращали прежний вид и возвращали владельцам, то же практиковалось и в отдаленных районах (Левант, Вест-Индия, Канада). Вообще, попытки создать плавбатавреи с мортирами были еще в 16 веке (осада Антверпена 1587 г.). Позже были известны даже мортирные плоты. Не исключено, что и поляки (жиели Данцига?) пытались создать нечто подобное. Агриппа пишет: пример с мортирами на галерах Морозини критики не выдерживает Чтобы покончить с Морозини и его мортирами на галерах: итальянский историк перечисляет города Мореи, взятые Морозини (который, за небольшими исключениеми, постоянно находился на галерах) с участием галерных мортир, в т.ч. и Акрополь. Разумеется, если город был от берега далеко, использовалась свезенная на берег артиллерия. Я в тех местах не был, так что создалось впечатление, что Акрополь был разрушен прицельным огнем венецианцев с галер, турки устроили в Парфеноне пороховой склад, о котором Морозини, видимо, узнал от лазутчиков. Возможно, это был тот случай, когда Морозини был на берегу. Андерсон, который писал историю по венецианским архивам, упоминает, что накануне бомбардировки была высадка войск в 7 милях от Афин. Так что в перечне завоеванных морейских городов некоторые действительно были взяты с участием флота, но Афины были исключением. Спасибо за замечание. Эд пишет: дальность стрельбы 13-дюймовых мортир превышала 7 км. Это перебор, мелькнула такая цифра в "Военной Энциклопедии", я посмотрел Marc Morillon, The Siege Mortars, гомеровы мортиры Грибоваля (1765) имели макс. дальность 2750 м. Английские морские 13-дюймовые мортиры - 4200 ярдов (H. Douglas, A Treatise on Naval Gunnery).

Wodnik: Точно эмоции или погрешности перевода Эд пишет: Шведы пытались спуститься по реке это конечно не Эд а Андерсон, но шведы именно поднимались. Динамюнде в самом устье поэтому до Риги подниматься километров десять, так что и брандеры весьма спорны.

Эд: Wodnik пишет: шведы именно поднимались В подлиннике: Шведы пытались по реке достичь Риги.

Эд: Агриппа пишет: Вряд ли все это можно назвать "переоборудованием на скорую руку", При необходимости бомбардирские корабли и брандеры готовили быстро. В 1690-е гг. в Канале на это обычно уходило несколько недель. Готовили мортирные суда, брандеры, "адские машины". По окончании кампании моритрные суда нередко имели печальный вид, что неудивительно, т.к. это был расходуемый материал разового применения. Поэтому я и применил выражение "на скорую руку". В 1703-04 г. Рук при походе в Испанию реквизировал приватир Hare и установил на нем 2 мортиры. После сражения при Малаге 1704 Hare к дальнейшему использованию не годился. В дальнейшем такое наблюдалось нередко, мортирные суда требовались на какое-то определенное время, поэтому использовали такие паллиативы. Агриппа пишет: Как и следовало ожидать, все Ваши примеры относятся к XVIII-XIX векам, Мои примеры включают 1693-96 и 1703-04 гг. (Hare). Вот данные по войне короля Вильгельма 1689-1697: К 1689 г. в англ. флоте было только 2 мортирных судна специальной постройки, вскоре еще 2 были переоборудованы из яхт и построены по заказу еще 16. Последние (вооружены, как кечи) были очень небольшие суда, плохо приспособленные для преназначенной цели, характерны постоянные жалобы адмиралов на слабость их корпусов и течи после бомбардировок, для каждой новой кампании их приходилось заново ремонтировать. Кроме того, были поставлены мортиры на 9 купленных приватиров (в 1695-96 гг.), эти были еще хуже и в 1697 были все проданы на слом. Та же история и с "адскими машинами" этого периода.

Wodnik: Агриппа пишет: Австрийцы успешно пускали по течению "беспилотные" брандеры, поджигая мосты на Дунае, по неподвижным мостам, шведы же снарядили к Риге наверняка даже не галеоны а вспомогательные корабли: галеры, пинки и т. п. Брандеры эффективны против крупных кораблей, подготовка на манёвр и сам манёвр на которых занимает довольно много времени, а ещё лучше стоящих на якоре в тесной бухте. На реке даже от управляемого брандера (что весьма накладно делать) небольшому лёгкому кораблю уйти-уклониться труда не составит. Кстати, может не лучший пример, в WWI румыны использовали русские мины просто пуская их по течению. Австрийские мониторы (их положение было куда сложнее чем у шведов в XVII в.) как правило уклонялись от них. За всю войну у Австрийцев была лишь одна потеря: на минах подорвался монитор "Трамп".

Wodnik: "Поживописую" пожалуй рижский бой, так для души. Первый этап я описывалWodnik пишет: или продолжить движение оставаясь безнаказно избиваемыми, или благоразумно уйти восвояси положим они выбрали второй вариант (ну полны были решимости!). Вторым этапом мог быть или не быть пуск брандеров. Шведы от них успешно или не очень увернулись, в связи с чем возникла угроза польскому артиллерийскому заслону. На помощь ему от рижских причалов отвалили гребные (использующиеся обычно как буксиры) суда, заполненные рвущейся в бой "голодной шляхтой" из легкоконных. Тут блекнут и разбойнички Стеньки Разина и разрекламированные пираты Карибского моря, я шведам не завидую.



полная версия страницы