Форум » Войны Нового времени (XVII-XIX вв.) » корабельный быт » Ответить

корабельный быт

Wodnik: Как жили на корабле XVll в. Как спали, как и что готовили и ели, и напротив, как справляли естественные нужды ? И многое-многое другое. Кому эта тема интересна, давайте поговорим.

Ответов - 58, стр: 1 2 All

Эд: Об этом по 17 веку данных мало. Матросы обычно получали недельный провиант на руки, но зачастую объединялись в артели, варка пищи была централизована (сперва - только у агличан), вот недельный рацион в RN в 1689 г.: сухари - 7 фунтов говядина - 4 фунта (солонина) свинина - 1 фунт (то же) горох - 2 пинты рыба - полштуки масло (коровье) - 6 унций сыр - 12 унций пиво - 7 галлонов (т.е. 9 наших кружек в день) Вместо рыбы могла быть овсянка, вместо мяса - мука, вместо масла и сыра - растительное масло. Офицерам вестовые готовили по отдельности, кают-компании появились в Англии только в 1740-е гг., во Франции - позже, в Испании и России - в 1780-х гг. Формы не было, но одежда была ограничена: матрос имел красную шапку, белый шарф, кожаную куртку, синий жилет, широкие полосатые штаны вроде шотландского килта (Англия 1689). Офицерская форма введена в Англии в 1748 г. Англичане старались подерживать гигиену: на кораблях были врачи, лекарства, для туалетов - носовой гальюн (для матросов), для офицеров - на корме, в 1795 г. появились первые унитазы со сливом, на матроса - 2 гамака (в т.ч. 1 - в стирке), каждый имел 1 гамак. У французов: врачей обычно не было, матросы испражнялись прямо на палубах (гг. офицеры - в горшочки в своих каютах), фр. матросы спали по-двое в 1 гамаке, отсюда - эпидемии. В Англии вдовам погибших и умерших матросов полагалась пенсия, пенсия выплачивалась также за увечья, Нельсон получал солидные надбавки к своему жалованью за утерю руки и глаза. Есть данные по жалованью англ. матросам.

Wodnik: В одной книжке, описании экспидиции Магеллана - "Эль-Кано первый кругосветный мореплаватель"( довольно серьёзная претензия на исследовательскую работу, но с неким художественным уклоном) в приложениях с перечислениями членов команды ( на момент возвращения "Виктории", их там всего 14 чел.) встречаются такие судовые должности как плотник, цирюльник это из матросов, из офицеров -.капитан, кормчий, штурман. По вопросу должностей-специальностей какая-нибудь информация есть?

Эд: Wodnik пишет: По вопросу должностей-специальностей какая-нибудь информация есть? Есть. У англичан (17-18 вв.): Офицеры - Капитан, лейтенанты Кондукторы - шкипер (штурман), гл. боцман, гл. плотник, гл. канонир, также врач, священник, казначей Старшины - помощники кондукторов (подштурманы, боцманматы и т.п.) Мичмана (13-14 лет, как наши или фр. гардемарины) Матросы - "опытные" (able) 1-й статьи, "обычные" (ordinary) 2-й статьи Юнги (boys) Морская пехота со своими офицерами (четверть или пятая часть экипажа) (снайперы, десантники, абордажники, часовые, полицейские)


Renown: Вот как описывает итальянский аптекарь Франческо Гемелли свое путешествие в Вест-Индию на испанском галеоне в 1697 году (то есть сто лет спустя): «голод, жажда, тошнота, холод, невозможность ни на минуту остаться одному, не говоря уж о том, что швыряет из стороны в сторону от страшных волн. Корабль кишит мелкими грызунами, питающимися печеньем и галетами и размножающимися так быстро, что очень скоро они бегают не только по каютам, кроватям и даже тарелкам, из которых едят люди, и даже по самим людям. Мухи падают в тарелки с супом, где также плавают и черви всех видов. Каждый кусок пищи кишит личинками. В рыбные дни обычно кормят тухлой рыбой, сваренной в соленой воде; днем едят суп из бобов, в котором так много личинок, что они плавают на поверхности.»

Wodnik: Renown пишет: Корабль кишит мелкими грызунами ответный пас, в тойже "Эль-Кано...": "приходилось варить горстку риса в перемешку с крысиным помётом в воде напополам с морской" Вот ещё нашёл, ссылка на стокгольмский музей "Ваза": "Команда спала около пушек на верхней и нижней орудийных палубах. Они спали в одежде непосредственно на досках палубного настила. Не было, никаких одеял или матрацов. Подвесная койка ещё не была введена на флоте, она появилась позже в 1676 г. Продовольствие на борту корабля было главным образом: хлеб, зерно, горох, высушенное мясо и рыба. Пили пиво. Было три различных вида пива: лучший сорт для высокопоставленных офицеров, чуть похуже пиво для младших офицеров, а основная команда пила простой водянистый сорт пива. Из-за скудного продовольствия, холода и отсутствия гигиены на борту корабля, на флоте часто бушевали болезни. Ответственным за медецинское обслуживание и стрижку на судне был брадобрей. Капитану помогали два капитан-лейтенанта. Помошники отвечали за навигацию, шкипер помогал в судовождении. Бомбардир отвечал за артиллерию. На Wasa были два помошника капитана, два шкипера и один бомбардир ( всего 12 младших офицеров ),команда состояла приблизительно из 90 моряков и 20 канониров, которые обслуживали орудия. Имелся также один повар..."

Олег: Wodnik пишет: На Wasa были два помошника капитана, два шкипера и один бомбардир ( всего 12 младших офицеров ),команда состояла приблизительно из 90 моряков и 20 канониров, которые обслуживали орудия. Имелся также один повар..." Маловата команда для 64-пушечника. Эд пишет: фр. матросы спали по-двое в 1 гамаке, отсюда - эпидемии. А почему строили дорогие корабли и экономили на копеечных гамаках? Тем более, что корабли у французов больше и места там долждно быть больше. В данном случае источник английский или французский?

Wodnik: Там после поставленного мною троеточия ещё о штате морской пехоты которой в данный выход в море на корабле не было. Однако мне тоже показалось маловато, интересно на чём основаны эти данные: на каких то документах или "на пересчёте останков на поднятом "Ваза".

Эд: Олег пишет: источник Источник англйский. Свидетельства англ. офицеров, побывавших на фр. кораблях. Возможно, во-первых, дело в небрежном и равнодушном отношении к флоту во Франции вообще. Во-вторых, если в Англии офицером мог стать любой, то во Франции - только дворянин, причем при Людовике XVI претенденту на офицерство было необходимо доказать наличие у него 4-х поколений дворянства (даже получившие личное дворянство за свои заслуги теряли право на чин офицера - одна из причин Революции). В Англии был Парламент, постоянно обсуждавший гласно (и через прессу) флотские дела, как и все остальное, во Франции - только личный доклад морского министра королю и королевские указы. Пропасть между офицерами и рядовыми во Франции была гораздо больше, чем в Англии. Отсюда и отношение к рядовому составу.

Эд: Wodnik пишет: на каких то документах Vasa 1628-1628 Stockholm Sunk in her maiden voyage 1628. Guns:48-24,8-3,2-1, 2-62m.,3-35m.,1-16m. (designed to carry 74-guns (1440 lb.) 64 160 x 37-6 x 16 (beam 34 ft. Inside hull) (128 ft. Keel) (400 L.) 145 моряков +300 солдат

Wodnik: Вот 145 больше похоже, видимо всё-таки "кости не верно посчитали". Меня ещё вот какой вопрос, довольно сильно, занимает: А как обстояло дело с "учётом времени". Когда появилась традиция или правило "отбивать склянки" а стало-быть и спец. наряд для контроля за часами. И как обстояло дело до появления этого правила. С одной стороны может кто и скажет: "А чего его (время) контролировать?" Но это может быть только человек очень далёкий. А счисление, смена вахт, наконец. По этому вопросу ист. документация что-нибудь открывает?

Dreik: Renown пишет: «голод, жажда, тошнота, холод, невозможность ни на минуту остаться одному, не говоря уж о том, что швыряет из стороны в сторону от страшных волн. Корабль кишит мелкими грызунами, питающимися печеньем и галетами и размножающимися так быстро, что очень скоро они бегают не только по каютам, кроватям и даже тарелкам, из которых едят люди, и даже по самим людям. Мухи падают в тарелки с супом, где также плавают и черви всех видов. Каждый кусок пищи кишит личинками. В рыбные дни обычно кормят тухлой рыбой, сваренной в соленой воде; днем едят суп из бобов, в котором так много личинок, что они плавают на поверхности.» Обычное дело со времен 16 века. На галерах еще круче было.

Wodnik: Про время кто-нибудь чего-нибудь найдите пожалуйста, очень интересно!

AlexDrozd: Wodnik пишет: А как обстояло дело с "учётом времени". Когда появилась традиция или правило "отбивать склянки" а стало-быть и спец. наряд для контроля за часами Считается, что отбивать склянки придумал некий английский капитан с редкой фамилией Смит в XVII веке ;) Подробностей не знаю. Но сам контроль времени сущестовал и до этого, как для смены вахт, так и для определения места судна по счислению. Вспомогательным инструментом для этого служила вахтенная доска - "лисица", на ней каждые полчаса можно было отмечать курс и скорость. Рабочих склянок был минимум две - плучасовая и полуминутная, последняя - для определения скорости по лагу. Сколько узлов на лаглине пройдет за эти полминуты - столько миль в час скорость. Водяные (или песочные ?) часы находили и среди обломков античных судов. А коли они были, кто-то должен был за ними следить. Не встречал данных, какие именно по длительности часы находили, а то можно бы предположить их назначение.

Фаддей: Renown пишет: Корабль кишит мелкими грызунами, питающимися печеньем и галетами и размножающимися так быстро, что очень скоро они бегают не только по каютам, кроватям и даже тарелкам, из которых едят люди, и даже по самим людям. Читал где-то, что картечь иногда вымачивали в крови этих паразитов, чтобы раны у врагов были неизлечимее. Интересно правда? AlexDrozd пишет: Вспомогательным инструментом для этого служила вахтенная доска Наверное было не удобно доверять доске. Окатит водичкой или изрешетит брызгами - растечется, и пойми что к чему.

AlexDrozd: Фаддей пишет: Наверное было не удобно доверять доске. Окатит водичкой или изрешетит брызгами - растечется, и пойми что к чему. Не, она не грифельная. Вот картинка и описание click here

Фаддей: А какого века-то?

AlexDrozd: Вот тут написано, что появилась в 1450-м click here

AlexDrozd: Агриппа пишет: Повеселило также отсутствие разницы между лагом и лаглинем, и между лотом и лотлинем. Это еще ладно, на каком-то "пиратском" (в смысле, о пиратах ;)) сайте я встречал лАтлинь и лОглинь :)

Фаддей: Про жисть :" Для обслуживания парусов на фрегате имелось около 140 различных тросов. Среди них были фалы для подъема реев, бегущие к верху по эзельгофтам или блокам; ракстали для поднимания или опускания раксов, брасы для поворота парусов на ветер; шкоты для притягивания нижних узлов паруса к борту, палубе или ноку нижележащего рея; гитовы для подтягивания кверху нижних углов паруса во время взятия рифов или при уборке; гордени для подтягивания паруса к рее и многие другие снасти. Эти тросовые джунгли были еще гуще, так как, исключая фалы и ракстали, у каждой из снастей был свой двойник для противоположного борта. Попробуй разберись во всем этом хозяйстве! Да еще такие трудности, зачастую иноязычные, "птичьи" названия... Но куда сложнее, чем овладеть подобной тарабарщиной, было научиться "играть на этой канатной арфе". Чего, например, стоят такие команды, как:" Брамсели и бомбрамсели на гитовы! Кливер и бом-кливер долой!Фок и грот на гитовы!" В хорошую погоду еще сносно. Когда же налетал шторм и рангоут начинал скрипеть и охать, когда верхушки мачт кружились, а палуба, окатываемая забортной водой, становилась скользкой, будто смазаннная мылом, когда промерзшие канаты деревенели, а судно после нескольких прыжков в этой дьявольской чехарде вдруг давало резкий крен - тогда начиналась битва с морем не на жизнь, а на смерть! Для того чтобы суметь в неистовстве урагана взять рифы на гроте, нужны были нечеловеческие силы. И барахтались люди в хлещущей их словно плетьми, путанице такелажа, как мухи в путине... и раскачивались между небом и землей на этих сатанинских качелях отчаянные ползуны по вантам, цепенея от ужаса и выкрикивая прямо в тучи богохульные проклятия... Но никто не покидал своих постов, если только ураган не распоряжался по-иному... Таков был суровый закон палубы"

Wodnik: AlexDrozd спасибо, что надо. Агриппа пишет: Типичное восприятие сухопутного человека это- то понятно, но в том и дело что привычный человек многого не видит, тем более как правило косноязычен (за редким исключением), поэтому, я думаю, такие описания, по-своему, интересны, а что в них правда а что пустые эмоции, всем понятно.

Wodnik: Гончаров, кстати, о плавании на "Диане" отзывался весьма лестно, за исключением некоторых моментов. Считал путешествие на военном корабле XIX в. даже комфортным, с некоторой долей как теперь называется экстрима. Я думаю, Ваши взгляды абсолютно бесспорны касательно "просвещённого века", а XVII в. когда ещё "глушь средневековья" не уступила своих позиций; в частности итальянский аптекарь (имею ввиду описание давшее тему для разговора) человек заведомо иного склада и уровня жизненого восприятия нежели моряки. Для моряков быт на корабле привычен, и другим в принципе быть не может, а пассажир человек сторонний с жизненным укладом совсем другим, только такие случайные на корабле люди и могли дать описание реального быта, естественно в своём видении. Морякам той эпохи, повидимому, описывать свою жизнь на корабле и в голову бы не пришло.

digger: Чтo пoсoветуете в кaчестве исследoвaтельскoгo трудa пo быту, бoевым и теxническим пoдрoбнoстям итп., для oпределеннoсти Aнглия 17-19 век?Xoрнблaуэр неплox, нo xoтелoсь бы всё и пoдрoбнo, желaтельнo с кaртинкaми.В Википедии вooбще ничегo нет.

Эд: Одно время у нас продавалась отличная книга Ховарта - "Боевые парусники", хорошо изданная, со многими иллюстрациями (Англия, 17 век). Можно поискать у букинистов.

Alex: Из книги "100пуш корабли типа Victory" В 1894 г. в лондонской «Times» были опубликованы отрывки из воспоминаний корабельного доктора, в которых автор приводит эпизод одного из будничных дней жизни экипажа «Victory» во время несения крейсерской службы. «В шесть часов утра мой слуга входит ко мне со свечой и сообщает о времени, ветре, погоде и курсе корабля, я же за это время одеваюсь. Завтрак как правило всегда происходит в адмиральской каюте, где вместе с лордом Нельсоном за стол садятся контр-адмирал Мюррей, командир «Victory» капитан Гарди, капеллан, секретарь Адмирала, один или два офицера и ваш покорный слуга. На завтрак подают чай, горячие булочки, тосты, холодный язык и другие закуски. После завтрака мы все вместе поднимаемся на верхнюю палубу полюбоваться величественным видом восходящего солнца на фоне чистого неба, которое в этом прекрасном средиземноморском климате почти всегда бывает безоблачным. Рассвет наступает примерно между половиной седьмого и без четверти семь. В семь часов утра начинается самое напряженное время, когда каждый из нас занят своим делом и обязанностями. Идет тяжелая работа, происходят различные учения, теоретические и практические занятия, переписка, составление донесений и др. Это продолжается до двух часов пополудни. В два часа на палубу выходит корабельный оркестр и играет до 2 ч 45 мин. Сразу же после этого барабанщик начинает отстукивать мелодию ″Ростбиф старой Англии″, что неизменно означает сигнал к обеду. Обед начинается строго в три часа и состоит обычно из трех блюд и десерта – отборных фруктов, трех или четырех сортов лучших десертных вин, шампанского и бордо, затем подают кофе и ликеры. После обеда, который заканчивается около пяти часов, всё общество из адмиральской каюты направляется на палубу прогуляться и послушать музыкантов. Послеобеденный отдых продолжается примерно час. В шесть часов объявляют вечерний чай. Вновь мы спускаемся в адмиральскую каюту, и за чаем имеем удовольствие видеть Адмирала вне служебной и официальной обстановки, расслабленным и дружески беседующим с нами. В восемь часов накрывают к вечернему столу, куда подаются пунш, пирожное и бисквиты, а потом все желают Адмиралу ″спокойной ночи″. Он всегда ложится спать в девять часов».

ABC: Wodnik пишет: Про время кто-нибудь чего-нибудь найдите пожалуйста, очень интересно! ...никогда невозможно установить время событий, происходящих в бою парусных кораблей. Несмотря на достижения часовщика Джона Харрисона, хронометры так и не появились на кораблях до конца описываемого периода, и даже Британское Адмиралтейство не заботилось о снабжении ими своих кораблей. Некоторые офицеры покупали их по цене до 1000 фунтов, что было чрезвычайно высокой ценой, памятуя о том, что капитан, постоянно находившийся в плавании, получал в год от 246 до 365 фунтов в зависимости от ранга судна. И, хотя в судовом журнале отмечалось время тех или иных эволюций в бою, отдачи и получения сигналов, это была лишь относительная отметка времени в зависимости от частного судового времени... Брайан Тэнстолл. "Морская война в век паруса"

digger: Дaвaйте лучше линки http://www.nmm.ac.uk/server/show/conWebDoc.152/viewPage/1

digger: Ктo чтo знaет прo цингу? В Xoрнблaуэре нaписaнo, чтo aнглийский флoт в целoм ее пoбедил и этo былo ЧП, a чтo дaвaли прoтив нее - не нaписaнo.

Renown: digger пишет: В Xoрнблaуэре нaписaнo, чтo aнглийский флoт в целoм ее пoбедил и этo былo ЧП, a чтo дaвaли прoтив нее - не нaписaнo. Лимонный сок. http://benbow.forum24.ru/?1-1-0-00000010-000-0-0-1197620046

Wodnik: Интереснейшая, однако статья.

Wodnik: Коллеги, ни у кого нет сведений о сигнализации (флажной или какой другой)до XVIII в. ? Ничего не смог найти, будто раньше "корабли не разговаривали".

Олег: Wodnik пишет: Коллеги, ни у кого нет сведений о сигнализации (флажной или какой другой)до XVIII в. ? Это всё есть у Танстолла, вся книга посвящена этому вопросу.

Wodnik: Очень интересно, а где найти?

Олег: Wodnik пишет: Очень интересно, а где найти? Я на этой неделе нашёл в Москве в "Олимпийском".

Wodnik: Спасибо, правда мне туда, к сожалению, не добраться. Может просветите как нибудь, хотя бы в общих чертах? Хотя попробую поискать в интернет-магазинах "книга-почтой", может что получится. Кое чего удавалось найти. Кстати, а издание из новых?

Эд: Wodnik пишет: издание из новых? Брайан Танстолл Морская война в век паруса 1650-1815 "Эксмо", Москва, 2005

Wodnik: Благодарю, 2005-ий должен найтись.

armyman: Исключительно интересная тема!

armyman: Эд пишет: У французов: врачей обычно не было, матросы испражнялись прямо на палубах Хм, но ведь на рисунках французских кораблей XVII-XVIII вв. на носу, под бушпритом четко просматриваются гальюны (конструкции с решетками)... Чтож они тогда получается имели чисто декоративное значение? И еще, если позволите вопрос: как мылись в то время? Ну я так понимаю, что для офицеров эта проблема остро не стояла - в тазиках, наверное при помощи слуг, к-рые грели воду... А команда? Каковы были нормы выдачи пресной воды для мытья и стирки вещей?

Гармашев: Не было на парусниках выдачи пресной воды для мытья и стирки - стирали даже в 19 веке путём выбрасывания привязанного к концу белья за борт , а мылись водой из-за борта.Испражнялись только в гальюне матросы и офицеры (реже) , командир , адмирал и ст.офицеры имели штульцы в кормовой части (те же гальюны). Вот интересная подробность: согласно уставам раличных флотов в17-18 веках всего ДВУМ членам команды парусника ЗАПРЕЩАЛОСЬ участие в бою! Это были : корабельный плотник и корабельный доктор - ведь после боя необходимо "врачевать" корабль и врачевать раненых! Вот ещё интересная подробность по быту и нравам моряков : в 19 веке некие корабельные служители (офицеры!) вернувшиеся из плавания "снасильничали в Кронштдте девицу" и их (по резолюции Государя) продержав в крепости до следующего дальнего плавания на корабль и отправили (как в должное наказание)!

Эд: armyman пишет: на рисунках французских кораблей XVII-XVIII вв. на носу, под бушпритом четко просматриваются гальюны (конструкции с решетками)... Это - то, что англ. офицеры видели собственными глазами на франц. военных судах, причем неоднократно. К этому иожно добавить и то, что фр. матросы спали по-двое в одном гамаке (отсюда - эпидемии), у англичан же полагалось 2 гамака (один - в стирке) на 1 матроса. С мытьем проблем не было, в том плане, что не мылись вообще. Как говорил фельдмаршал-лейтенант Огильви: "Париться - обычай варваров. В цивилизованной Европе дворянин приказывает слуге принести таз с водой и моет те или иные члены, потребные для данного случая" ("Ваше Величество, Вас под какое декольте помыть - под большое или малое?"). Людовик XIV за всю жизнь целиком мылся всего 2 (два) раза.

Гармашев: Чем болели в те годы : чума (от крыс) , цинга (питание) , дизентирия (питание и гигиена) , "венера" (от личой "удачи"). Как бороться с этими болезнями в реальных условиях тех лет и на корабле - НИ КАК!

Эд: Агриппа пишет: Простите, но это сильно напоминает, как путешествовавшие по России в XVII-XVIII веках иностранцы в обязательном порядке видели на улицах гуляющих белых медведей. При всем моем уважении к англичанам, я поверю подобным вещам, если Вы укажете французские источники, подтверждающие подобное на французских кораблях. Помимо вопросов гигиены - это еще и очень неудобно для работы - палуба становится скользкой. Разумеется, это делалось не на палубу, а на палубе, в какие-то емкости. Французы очень любили горшочки. 1-й англ. унитаз со сливом появился на их кораблях еще в 1779 г. (есть его рисунок). Бежавший из Парижа в 1791 г. Людовик XVI с семьей был опознан по горшкам с королевскими лилиями.

Эд: Сведения о нравах и гигиене во фр. флоте имеются в Biorgaphia Navalis Чарнока, из современных - У Гардинера и Будрио. Имеется очень хороший трехтомник Navy and Medecine. Англия была впереди всех не потому, что англичане такие чистюли, а поскольку они, в основном, были связаны с морем и рано поняли азы морской гигиены. Еще в 17 веке у них появились госпитальные корабли, корабельные доктора и аптечки, в других флотах (кроме голл.) это растянулось на 100 лет. Отсюда - страшные эпидемии, когда фр. флоты превращались в скопища плавучих госпиталей (Дюбуа де Ла Мотт в 1757, Орвилье в 1779).

Aurum: Эд пишет: К этому иожно добавить и то, что фр. матросы спали по-двое в одном гамаке (отсюда - эпидемии), у англичан же полагалось 2 гамака (один - в стирке) на 1 матроса. Ну тут у англичан подавляющее превосходство 2 гамака против 0,5 = 4/1 :)) А как на счет матрацов? Когда они появились, кто первый их завел? Все таки спать на палубе вроде как удобнее чем по 2 в гамаке?

armyman: Эд пишет: Французы очень любили горшочки. Нда... По 1 гамаку и 1 горшочку на пару матросов)))))))))))) (сорри за флуд)))))))))))

armyman: Гармашев пишет: Чем болели в те годы : чума (от крыс) , цинга (питание) , дизентирия (питание и гигиена) , "венера" (от личой "удачи"). Как бороться с этими болезнями в реальных условиях тех лет и на корабле - НИ КАК! Интересно, а с крысами то как то централизованно пытались бороться или нет? Я не имею ввиду визуальное обнаружение зверька и его замачивание ударом кортика или абордажного палаша... Мож какую то отраву использовали??? С цингой вроде выше писали - боролись при помощи лимонного сока (англичане) Дизентерия - ИМХО может зависела от профилактики... Кстати, а судовые врачи какие то профилактические меры проводили на кораблях - осмотр моряков там и т.п.?

Гармашев: Насколько мне известно корабельные доктора постоянно проводили осмотрыи врачевания.К слову - от цинги спасались не только лимонами , но и живым пивом к стати помогает очень хорошо).За крыс же (пойманных) выплачивали премии - регулярно.

пьер: По поводу врачей. Встречал информацию о том, что впервые врач был назначен на британскую эскадру в экспедицию в вест-индию в 1654 году. Имя этого врача прфессор Пауль де Лаун, человек весьма преклонного возраста и до того не выходивший в море. На судах же имелись только корабельные хирурги.

Dreik: пьер пишет: По поводу врачей. Встречал информацию о том, что впервые врач был назначен на британскую эскадру в экспедицию в вест-индию в 1654 году. Имя этого врача прфессор Пауль де Лаун, человек весьма преклонного возраста и до того не выходивший в море. На судах же имелись только корабельные хирурги. Я не специалист по медицине, но разве хирург не обладал необходимым набором знаний, чтобы врачевать людей или он только мог что-то вырезать, отрезать и вынимать из раненных? Я вот например читал, что при обследовании Мэри Роуз, на борту которой был и хирург, помимо чисто узкоспециализированных инструментов( пила, молот для оглушения, сосуд для кровопускания) были найдены шприцы и сосуды для лекарств. Другое дело, что хирурги составляли в то время отдельную гильдию.

Гармашев: К обследованию медицинского состояния экипажа прямое отношение имел и капитан с офицерами и в первую очередь со "старпомом" - особенно в азиатских водах и в связи с угрозой массового распространения сифилиса!

пьер: Dreik пишет: Я не специалист по медицине, но разве хирург не обладал необходимым набором знаний, чтобы врачевать людей или он только мог что-то вырезать, отрезать и вынимать из раненных? Так мне и самому хотелось бы услышать мнение на этот счет тех, у кого есть информация по этому вопросу. Собственно. поэтому и высказался на данную тему.

Эд: Aurum пишет: спать на палубе вроде как удобнее чем по 2 в гамаке? Спать на палубе, конечно, удобнее, но вот для примера: 1806 г., стандартный 74-пушечник RN, размеры - 175 на 50 футов, экипаж - 640, 600 матросов и старшин размещаются на нижних палубах. Нсовые и кормовые части заняты (офицерскими каютами и складскими помещениями), на деках стоят 58 пушек. Исключая около 40 офицеров и кондукторов, на деках должны разместиться 600 человек. Спасение - гамак, введен в RN в 1597 г., кусок парусины длиной 6 футов и шириной 3 фута. В даном случае на одного человека по правилам должно приходиться не менее 14 дюймов. armyman пишет: и 1 горшочку на пару матросов Не путайте матроса с королем. Здесь дело в принципе. Во фр. флоте разрешалось отправлять потребности на палубе, в английском - это строжайше запрещалось (даже в посудину), нарушения жестоко карались.

Эд: пьер пишет: информация по этому вопросу Могу добавить, что первое госпитальное судно в RN (Helderenberg)появилось в 1689 г. В России судовые врачи и аптечки стали вводиться после 1783 г. по настоянию Грейга, на кораблях, плаваших в далекмх морях в 1780-81 гг. во время "Вооруженного нейтралитета", была огромная смертность, что и помогло Грейгу добиться своих целей. В 1788 г. с началом войны нащи корабли получили судовых врачей.

Alex: Морским уставом Петра 1 (1720 год) было определено иметь на каждом судне лекаря и одного или двух лекарских учеников, а на кораблях дополнительно один-два подлекаря. Обязанности лекаря определялись Гл. 10 Морского устава. Гл. 5 "О докторе при флоте". Гл.6 "О главном лекаре во флоте". В уставе так же упоминается госпитальное судно. За чистотой на корабле следил профос (по совместительству палач). Он же отвечал за то, чтобы команда справляла нужду там где положено и чтобы якорные канаты под гальюном не были измазаны дерьмом и мочой.

Сухопутный: Приветствую уважаемых форумчан! Мне нужна помощь людей, разбирающихся в морском деле, точнее - в его истории. Не подскажет ли кто, как правильно обозвать канат (или трос?) с помощью которого во время плавания чистили деревянные днища от наростов? По-английски это называется dragrope. Найти точный перевод мне, к сожалению, не удалось. Вопрос, конечно, не совсем по теме, но не знаю, где его еще задать. Заранее благодарю за помощь.

Фаддей: Подскажите пожалуйста, гамаки имели крюки или кольца?

Раххаль: Невыносимые условия быта, это, конечно, весьма антуражно. Но, в таком сучае, как решалась проблемма дерезтирства при стоянках в нейтральных портах? Не пускать моряков на берег? Так и до бунта недалеко... И все-таки мне кажется, что история "Баунти" скорее исключение из правил, чем само правило. И потом... насколько я понимаю, во французкой сухопутной армии в 17 веке было еще веселее. В смысле, солдат считался "по природе своей преступником" и обходились с ним не намного лучше. Вплоть до кандалов.

Эд: Раххаль пишет: Невыносимые условия быта, это, конечно, весьма антуражно. Это они нам сейчас кажутся невыносимыми. Адам в раю не знал, что он наг, пока ему об этом не сказал Змий. Раххаль пишет: как решалась проблемма дерезтирства при стоянках в нейтральных портах? Все-таки основную массу моряков сставляли профессионалы, семьи которых жили на их жалованье. Дезертиры права на жалованье, разумеется, лишались. Раххаль пишет: Не пускать моряков на берег? Так и до бунта недалеко Против бунта существовала морская пехота, а в более раний период бак и ют, в частности, потому-то и строились такими высокими, чтобы держать под пистолетно-мушкетным огнем верхнюю палубу.



полная версия страницы