Форум » Войны Нового времени (XVII-XIX вв.) » корабельный быт » Ответить

корабельный быт

Wodnik: Как жили на корабле XVll в. Как спали, как и что готовили и ели, и напротив, как справляли естественные нужды ? И многое-многое другое. Кому эта тема интересна, давайте поговорим.

Ответов - 58, стр: 1 2 All

Гармашев: Чем болели в те годы : чума (от крыс) , цинга (питание) , дизентирия (питание и гигиена) , "венера" (от личой "удачи"). Как бороться с этими болезнями в реальных условиях тех лет и на корабле - НИ КАК!

Эд: Агриппа пишет: Простите, но это сильно напоминает, как путешествовавшие по России в XVII-XVIII веках иностранцы в обязательном порядке видели на улицах гуляющих белых медведей. При всем моем уважении к англичанам, я поверю подобным вещам, если Вы укажете французские источники, подтверждающие подобное на французских кораблях. Помимо вопросов гигиены - это еще и очень неудобно для работы - палуба становится скользкой. Разумеется, это делалось не на палубу, а на палубе, в какие-то емкости. Французы очень любили горшочки. 1-й англ. унитаз со сливом появился на их кораблях еще в 1779 г. (есть его рисунок). Бежавший из Парижа в 1791 г. Людовик XVI с семьей был опознан по горшкам с королевскими лилиями.

Эд: Сведения о нравах и гигиене во фр. флоте имеются в Biorgaphia Navalis Чарнока, из современных - У Гардинера и Будрио. Имеется очень хороший трехтомник Navy and Medecine. Англия была впереди всех не потому, что англичане такие чистюли, а поскольку они, в основном, были связаны с морем и рано поняли азы морской гигиены. Еще в 17 веке у них появились госпитальные корабли, корабельные доктора и аптечки, в других флотах (кроме голл.) это растянулось на 100 лет. Отсюда - страшные эпидемии, когда фр. флоты превращались в скопища плавучих госпиталей (Дюбуа де Ла Мотт в 1757, Орвилье в 1779).


Aurum: Эд пишет: К этому иожно добавить и то, что фр. матросы спали по-двое в одном гамаке (отсюда - эпидемии), у англичан же полагалось 2 гамака (один - в стирке) на 1 матроса. Ну тут у англичан подавляющее превосходство 2 гамака против 0,5 = 4/1 :)) А как на счет матрацов? Когда они появились, кто первый их завел? Все таки спать на палубе вроде как удобнее чем по 2 в гамаке?

armyman: Эд пишет: Французы очень любили горшочки. Нда... По 1 гамаку и 1 горшочку на пару матросов)))))))))))) (сорри за флуд)))))))))))

armyman: Гармашев пишет: Чем болели в те годы : чума (от крыс) , цинга (питание) , дизентирия (питание и гигиена) , "венера" (от личой "удачи"). Как бороться с этими болезнями в реальных условиях тех лет и на корабле - НИ КАК! Интересно, а с крысами то как то централизованно пытались бороться или нет? Я не имею ввиду визуальное обнаружение зверька и его замачивание ударом кортика или абордажного палаша... Мож какую то отраву использовали??? С цингой вроде выше писали - боролись при помощи лимонного сока (англичане) Дизентерия - ИМХО может зависела от профилактики... Кстати, а судовые врачи какие то профилактические меры проводили на кораблях - осмотр моряков там и т.п.?

Гармашев: Насколько мне известно корабельные доктора постоянно проводили осмотрыи врачевания.К слову - от цинги спасались не только лимонами , но и живым пивом к стати помогает очень хорошо).За крыс же (пойманных) выплачивали премии - регулярно.

пьер: По поводу врачей. Встречал информацию о том, что впервые врач был назначен на британскую эскадру в экспедицию в вест-индию в 1654 году. Имя этого врача прфессор Пауль де Лаун, человек весьма преклонного возраста и до того не выходивший в море. На судах же имелись только корабельные хирурги.

Dreik: пьер пишет: По поводу врачей. Встречал информацию о том, что впервые врач был назначен на британскую эскадру в экспедицию в вест-индию в 1654 году. Имя этого врача прфессор Пауль де Лаун, человек весьма преклонного возраста и до того не выходивший в море. На судах же имелись только корабельные хирурги. Я не специалист по медицине, но разве хирург не обладал необходимым набором знаний, чтобы врачевать людей или он только мог что-то вырезать, отрезать и вынимать из раненных? Я вот например читал, что при обследовании Мэри Роуз, на борту которой был и хирург, помимо чисто узкоспециализированных инструментов( пила, молот для оглушения, сосуд для кровопускания) были найдены шприцы и сосуды для лекарств. Другое дело, что хирурги составляли в то время отдельную гильдию.

Гармашев: К обследованию медицинского состояния экипажа прямое отношение имел и капитан с офицерами и в первую очередь со "старпомом" - особенно в азиатских водах и в связи с угрозой массового распространения сифилиса!

пьер: Dreik пишет: Я не специалист по медицине, но разве хирург не обладал необходимым набором знаний, чтобы врачевать людей или он только мог что-то вырезать, отрезать и вынимать из раненных? Так мне и самому хотелось бы услышать мнение на этот счет тех, у кого есть информация по этому вопросу. Собственно. поэтому и высказался на данную тему.

Эд: Aurum пишет: спать на палубе вроде как удобнее чем по 2 в гамаке? Спать на палубе, конечно, удобнее, но вот для примера: 1806 г., стандартный 74-пушечник RN, размеры - 175 на 50 футов, экипаж - 640, 600 матросов и старшин размещаются на нижних палубах. Нсовые и кормовые части заняты (офицерскими каютами и складскими помещениями), на деках стоят 58 пушек. Исключая около 40 офицеров и кондукторов, на деках должны разместиться 600 человек. Спасение - гамак, введен в RN в 1597 г., кусок парусины длиной 6 футов и шириной 3 фута. В даном случае на одного человека по правилам должно приходиться не менее 14 дюймов. armyman пишет: и 1 горшочку на пару матросов Не путайте матроса с королем. Здесь дело в принципе. Во фр. флоте разрешалось отправлять потребности на палубе, в английском - это строжайше запрещалось (даже в посудину), нарушения жестоко карались.

Эд: пьер пишет: информация по этому вопросу Могу добавить, что первое госпитальное судно в RN (Helderenberg)появилось в 1689 г. В России судовые врачи и аптечки стали вводиться после 1783 г. по настоянию Грейга, на кораблях, плаваших в далекмх морях в 1780-81 гг. во время "Вооруженного нейтралитета", была огромная смертность, что и помогло Грейгу добиться своих целей. В 1788 г. с началом войны нащи корабли получили судовых врачей.

Alex: Морским уставом Петра 1 (1720 год) было определено иметь на каждом судне лекаря и одного или двух лекарских учеников, а на кораблях дополнительно один-два подлекаря. Обязанности лекаря определялись Гл. 10 Морского устава. Гл. 5 "О докторе при флоте". Гл.6 "О главном лекаре во флоте". В уставе так же упоминается госпитальное судно. За чистотой на корабле следил профос (по совместительству палач). Он же отвечал за то, чтобы команда справляла нужду там где положено и чтобы якорные канаты под гальюном не были измазаны дерьмом и мочой.

Сухопутный: Приветствую уважаемых форумчан! Мне нужна помощь людей, разбирающихся в морском деле, точнее - в его истории. Не подскажет ли кто, как правильно обозвать канат (или трос?) с помощью которого во время плавания чистили деревянные днища от наростов? По-английски это называется dragrope. Найти точный перевод мне, к сожалению, не удалось. Вопрос, конечно, не совсем по теме, но не знаю, где его еще задать. Заранее благодарю за помощь.

Фаддей: Подскажите пожалуйста, гамаки имели крюки или кольца?

Раххаль: Невыносимые условия быта, это, конечно, весьма антуражно. Но, в таком сучае, как решалась проблемма дерезтирства при стоянках в нейтральных портах? Не пускать моряков на берег? Так и до бунта недалеко... И все-таки мне кажется, что история "Баунти" скорее исключение из правил, чем само правило. И потом... насколько я понимаю, во французкой сухопутной армии в 17 веке было еще веселее. В смысле, солдат считался "по природе своей преступником" и обходились с ним не намного лучше. Вплоть до кандалов.

Эд: Раххаль пишет: Невыносимые условия быта, это, конечно, весьма антуражно. Это они нам сейчас кажутся невыносимыми. Адам в раю не знал, что он наг, пока ему об этом не сказал Змий. Раххаль пишет: как решалась проблемма дерезтирства при стоянках в нейтральных портах? Все-таки основную массу моряков сставляли профессионалы, семьи которых жили на их жалованье. Дезертиры права на жалованье, разумеется, лишались. Раххаль пишет: Не пускать моряков на берег? Так и до бунта недалеко Против бунта существовала морская пехота, а в более раний период бак и ют, в частности, потому-то и строились такими высокими, чтобы держать под пистолетно-мушкетным огнем верхнюю палубу.



полная версия страницы