Форум » Войны Нового времени (XVII-XIX вв.) » Флот Ост-Индской Компании » Ответить

Флот Ост-Индской Компании

Фаддей: Хотелось бы задать пару вопросов уважаемым знатокам по поводу организации флота ост-индской компании кон18-нач19 веков: -охранял суда Компании конечно королевский флот, но все же, может у нее имелась хотя бы пара-тройка своих "охранников"?Если имелись, то какое было самое крупное судно? -был ли отток офицеров флота в Компанию из-за хороших денег?Для среднестатистического(!) офицера это было мечтой? Наверное, конкурс на свободное место в Компанию был чудовищный? -во флоте Компании существовало какое-то подобие иерархии( капитаны, флагманы караванов и т.д.)?

Ответов - 21

Renown: Фаддей пишет: кон18-нач19 веков Именно этот период интересует?

Эд: Фаддей пишет: организации флота ост-индской компании Какой компании - английской, французской, голландской? Все торговые суда, в т.ч. и ОИК, были предназнчены в первую очередь для перевозки грузов на большие расстояния. Так что они могли иметь вооружение 2-х типов - "торговое" (легкие пушки только на 2-м деке или открытой палубе) или "военное" - полностью вооруженные пушечные порты. Крупные суда ОИК были, как 2-дечные ЛК, но обычно с несколько увеличенной шириной. В ряде случаев крупные суда ОИК приобретались гос-вами и участвовали в сражениях (Англия, Франция). Во время войн они организовывались в караваны, обычно с эскортом военных кораблей. "Специальные охранники" не имели смысла. В случае войны правительства получали право силой забирать с любых торговых судов потребное кол-во моряков. Исключение обычно делалось только для каботажных угольщиков (в Англии), да и то не всгда. Французская ОИК существовала до конца 1760-х гг., голландская - до 1796 г. Самым крупным кораблем ОИК был, несомненно, французский Orient (1756), построенный как 80-пушечник, из-за войны в Индию его не послали, в 1759 его купило гос-во, в 1759 г. он участвовал в Киберонском сражении (флаг младшего флагмана), в 1760-х гг. был перестроен в 74-пушечник, сражался у Сюффрена и разбился в 1782 г. у Тринкомали. В Интернете есть сайты по всем 3-м ОИК с указанием всех их кораблей.

Wodnik: Снова приходится влезать не по теме конкретно, видно стезя моя такая - возникающие у меня вопросы, тут же не напрямую соприкасаются с новыми темами форума. Среди работ голландских мастеров одна, а именно, гравюра Питера Адрионе "Захват двух испанских Гондурасцев кораблями Вест-Индской компании" зародила у меня вопрос: как в XVII в. была построена структура Испанского флота.В Википедии этот период в истории Испании охарактеризован так, что Испания уже потяряла статус великой морской державы, но большая часть колониальных владений ещё сохранилась и "Золотой век" Испанской истории ещё, по инерции, некоторое время продолжался. Флот должен был обеспечивать сношения с колониями, как он был устроен для решения (более или менее успешно) этих, в принципе не малых, задач?


Эд: Wodnik пишет: как он был устроен До реформ Альберони (с 1713 г.) испанского единого флота как такого не было. Были отдельные эскадры ("армады") - галерная в Неаполе, guardacosta - в Кадисе (для встречи Flota и Galeones из Америки), armada de averia ("аварийная") в Вера-Крус и Гаване - для охраны Flota, Barlovento ("Подветренных о-вов"), Azogues ("Ртутная") - для доставки ртути (залежи - под Кадисом) в Америку (использовалась при получении серебра из руды), Esquadra de Flandria (Фламандская), у вице-королей в Новом Свете были еще свои небольшие "эскадрильи", в 16 веке еще были отдельные эскадры испанских провинций и вельмож, в 17-м - остались эскадры для конкретного применения. Главная их цель была - обеспечение коммуникаций с Америкой, что, в общем, обычно удавалось с терпимыми потерями.

Wodnik: Спасибо, картину вполне обрисовывает. Такая тонкость ещё в голове "просит" объяснения: бросив взгляд на карту, скажем мира, бросается в глаза такая картина - кратчайший путь из Америки и из Азии вокруг Африки "сходятся" на Канарских островах, принадлежащих Испании. Вопрос такой возникает: в каких-либо источниках не упоминается что местом встречи для Кадисской guardacosta служили именно эти острова и "зона ответственности" простиралась от Канарских островов до Кадиса?

Renown: Wodnik пишет: от Канарских островов до Кадиса? От Азор, там был основной пост.

Эд: Wodnik пишет: местом встречи для Кадисской guardacosta служили именно эти острова и "зона ответственности" простиралась от Канарских островов до Кадиса? По причине малочисленности armada dw averia кадисская эскадра чаще привлекалась для эскорта Flota из Америки (и обратно в Америку), так, в 1700 г. из 5 ЛК кадисской эскадры 3 были отправлены в Вера-Крус, в Кадисе остались два 3-дечника, отдавших свои экипажи на 3 другие ЛК. На Канарах галеоны, особенно при возвращении на обратном пути, нередко останавливались (заправлялись водой, провиантом, чинились и т.д.), в 1657 г. Блейк атаковал там и уничтожил 16 испанских галеонов

Wodnik: Благодарю, картина проясняется. Renown пишет: От Азор, там был основной пост. Из Америки, видно, равноценно. И возможно более удобно (не разбираюсь, видимо господствующие ветра или течения) но помоему у Испании ведь были колонии и на востоке, оттуда как встречали?

Wodnik: Эд пишет: armada de averia ("аварийная") в Вера-Крус в чём её предназначение?

Эд: Wodnik пишет: в чём её предназначение? Flota сперва формировалась в Вера-Крус, составляли ее торговые суда, на них грузились "колониальные товары" (а также китайские, которые привозили галионы в Акапулько), затем аварийная армада конвоировала их в Гавану, где их грузили дальше, после чего они шли в Европу под эскортом. Также - обратный путь из Кадиса. Отдельно шли Galeones (на них перевозилось основное веребро) из Картахены, обычно здесь в эскорте были сильнейшие корабли, они и везли основной груз. Азоры, кстати, всегда принадлежали Португалии.

Фаддей: Эд пишет: Какой компании - английской, французской, голландской? Прежде всего английской. С кораблями ясно, а по двум другим вопросам можете что-то сказать?

Wodnik: Эд пишет: Azogues ("Ртутная") - для доставки ртути (залежи - под Кадисом) в Америку (использовалась при получении серебра из руды) а обратно они грузились или шли в балласте, и ртуть то вообще вредная, как её перевозили (в закупоренных бочках?) и служба на них не была чем-то вроде каторги, из-за большой смертности? Об этом известно чего-нибуть?

Wodnik: Эд пишет: Barlovento ("Подветренных о-вов"), прошу разъяснения: это ведь английская колония и, по-моему, какое-то время голландская.

Эд: Фаддей пишет: С кораблями ясно, а по двум другим вопросам можете что-то сказать? По голландской - есть в Интернете данные обо всех конвоях ОИК в Азию и обратно с 16 века по 1795 г., там указаны даты убытия и прибытия, тоннахж, стоимость груза гульденах, экипаж, даты постройки суднов, имена капитанов с указанием командоров и вице-командоров. В 1665 г. такой "обратный" флот (очень богатый) сумел отбиться в Бергене от англ. эскадры. Суда голл. ОИК привлекали к участию в сражеиях 1665-67 гг., некоторые, захваченные англичанами, становилтсь 50-70-пуш. ЛК. У меня есть штаты размеров и вооружения судов ОИК в 1670-х и 1690-х гг. По фр. ОИК - в Интернете есть также данные об их судах - ушедших и вернувшихся (пушки, экипаж, даты). К 1770 г. она разорилась и пошла с молотка. Некоторые суда фр. ОИК также фрахтовались гос-вом для войн или покупались. Я не знаю подробностей службы моряков в англ. ОИК, но не заметно, чтобы туда очень рвались. Такого рода торговые компании были и иные - Вест-Индская, Турецкая, Южных морей. Негоцианты их процветали, морячки пахали и не особо шиковали. В ОИК были свои звания, во фр. ОИК - даже адмиральские, чаще - временные командорские (нач. конвоев). Wodnik пишет: а обратно они грузились или шли в балласте, и ртуть В Америку везли солдат, пушки, ядра, порох и т.п. Подробностей о ртути не знаю,но ее везли в Америку несколько столетий. В 1797 г. в Сент-Винсентском сражении у испанцев были 4 урки с ртутью (в подветренной группе), если бы Джервис захватил их, "мы бы набили себе карманы на всю жизнь и нанесди большой экономический ущерб Испании" (Нельсон). Wodnik пишет: это ведь английская колония "Подветренные о-ва" - все о-ва Вест-Индии (Антильские) в западной ее части (Куба, Ямайка, Гаити и т.п.), "Наветренные" - малые Антильские к востоку (Мартиника, Гваделупа, Тринидад и пр). Armada de Barlovento была на Санто-Доминго и в Гаване.

Ingvar: Wodnik пишет: ртуть то вообще вредная, как её перевозили (в закупоренных бочках?) Совершенно верно. Эд пишет: Я не знаю подробностей службы моряков в англ. ОИК, но не заметно, чтобы туда очень рвались. Такого рода торговые компании были и иные - Вест-Индская, Турецкая, Южных морей. Негоцианты их процветали, морячки пахали и не особо шиковали. А данные о зарплатах торговых моряков того времени Вам не попадались?

Wodnik: Спасибо за разъяснения.

Эд: Ingvar пишет: данные о зарплатах торговых моряков того времени Я этим не интересовался, но обычно матрос торгового корабля получал в полтора-два (а то и больше) раза больше, чем в военном флоте. Но еда там была хуже, нередко матросы сами должны были о ней заботиться (они объединялись в артели), обычно не было врачей, и никакой социалки. В военном же флоте вдовам погибщих и умерших и увечным выплачивалась пенсия. Пенсии Нельсона за потерянные руку и глаз, кажется, превосходили его адмиральский оклад (по крайней мере, half-pay)..

пьер: Эд пишет: По голландской - есть в Интернете данные обо всех конвоях ОИК в Азию и обратно с 16 века по 1795 г., там указаны даты убытия и прибытия, тоннахж, стоимость груза гульденах, экипаж, даты постройки суднов, имена капитанов с указанием командоров и вице-командоров. Простите, Вы ссылку не дадите. Что-то по поисковикам ничего приличного найти не могу, сплошные словари и короткие энциклопедические данные идут, что не очень познавательно.

Эд: По голл. ОИК: http://www.vocsite.nl/schepen/lijst.html Текст на голландском. Если будут вопросы, постараюсь помочь.

пьер: Эд пишет: Текст на голландском. Если будут вопросы, постараюсь помочь. Большое спасибо. Пошел копаться.

Wodnik: Некоторые данные о голландской Ост-Индской компании. Заработок матросов - 10 гульденов в месяц. Капитана - 60 - 80 гульденов. Чиновника - 200 - 300 гульденов. Огромный уровень коррупции среди чиновников. Высокий уровень смертности. В 1792 году на возвратившихся в Европу кораблях, было 504 европейца из 1417 матросов. Доход пайщиков компании - в среднем в год 18% дивидентов.



полная версия страницы