Форум » Войны Нового времени (XVII-XIX вв.) » Роченсальмский разгром » Ответить

Роченсальмский разгром

Aurum: Эд пишет: Еще был Роченсальм 2 (1790), почище Цусимы, наши потери - до 7000 и 52 корабля (или даже 64), правда, в основном, мелкие гребные. Просветите тёмных в чем причина? Чем наши корабли топили? Потери от огнестрельного огня или потопли? Цели операции, шведов и наши? Какой урон злобных свеев? Инфы очень мало Если можно, приложите карту плиз.

Ответов - 3

Эд: Я даю свою подборку материалов разных авторов, карт много, но у меня нет сканнера, карты есть у Штенцеля и Кирхгофа. их, кажется, недавно переиздали.. "Бог войны всегда на стороне больших батальонов" (Наполеон Бонапарт) Головачев XXI. Роченсальмское сражение «Около 2 часов пополудни, 28 июня, флотилия Нассау-Зигена была почти в полном сборе по южную сторону острова Киркума. Она должна была состоять из следующих судов: Гребных фрегатов 9 7 (9, в т.ч. 1 гемам) Бомбард больших 2 1 (3) Прамов и полупрамов 4 2 (оба – полупрамы) (2 п/пр) Плавучих батарей 3 3 (3) Шебек и турум 13 8 (8) Всего больших судов (парусно-гребных) 31 21 (25) Меньших бомбард 8 5 (8) Галер 26 23 (23) Шкун и коттеров 10 8 (8) Канонерских лодок 77 77 (77) Всего меньших судов (гребных) 121 113 (116) Итого 152 134 (141) Правая колонка – кол-во судов, фактически участвовавших в сражении, на основе рапортов из «Материалов…» XIV. В скобках – данные Андерсона. Но некоторые из этих судов, за противным ветром, отстали и не дошли до флотилии. На них всего было 1000 орудий и тысяч до 14 команды. Шведская флотилия после отступления из Выборгского залива вся сосредоточивалась на Роченсальмском рейде. Сюда же присоединились и все те ее суда, которые подходили к ней постепенно, в течение лета из более отдаленных шведских портов по Ботническому заливу и Скагерраку. Здесь у шведов состояло теперь в сборе: Крупных судов: гемем, турум и фрегатов 12 2 гемема, 1 турум Средних судов: удем, пойем, коттеров 16 2 удема, 1 куттер-бриг Яхт 2 1 Галер 19 16 Каиков (полугалер) - 2 Иолов, бомбард, канонерских лодок 246 Иолов, канонерок – 153 Всего: 295 179 Судя по всему, Головачев взял данные по шведам у Шанца (Schantz, Historia ofver kriget…, Stockholm, 1817); Шанц приводит все названия крупных гребных судов и номера мелких и их подразделение на дивизии и имена дивизионных начальников на 8 июля 1790 г. В правой колонке я (Эд) дал данные, которые приводит Манкель (его карта их подтверждает) –Julius Mankell, Studier ofver svenska skargards flottans historia krigssatt och an vadande vid Sveriges forsvar, Stockholm, 1855 (сокращенный русский перевод – «Военные действия в Финляндских шхерах, СПб, 1877). Манкель также дает их в разбивке по дивизиям, но без названий и №№. Не ясно, какова причина такой большой разницы в кол-ве шведских судов, сам Манкель дает общий штат шведского шхерного флота на лето 1790 г. в количестве 349 судов . Шанц добавляет шведам 67 транспортов, а Манкель – 18 канонерских и мортирных барказов, поставленных во 2-й линии. По данным Манкеля, у русских было 8 фрегатов, 6 шебек, 2 брига, 14 гальотов, 10 коттеров и бомбард, 3 плавбатареи, 22 галеры, 8 полугалер, 80 канонерок, их экипажи – 18500 чел. По данным Mankell, 102 (см. его карту), между Krak-Skar и Sand-Skar находилась Svenska brigaden (полк. Стедингк) – 2 гемама, 2 удема, 1 куттербриг, в промежутках между ними – 12 галер (по 2), еще 3 галеры этой бригады и несколько канонерских барказов – за о. Sand-Skar. На левом фланге, между Сандскаром и Кутсало была Finska brigaden (полк. Тёрнинг) – 39 канонерок; на правом фланге, между Krak-Skar и Musala – Bohuslanska brigaden (полк. Хемшерна) – 30 канонерок, 14 ялботов (иолов); ее крайние левые суда – 2 полугалры. Tyska brigaden (или Померанская, полк. Кронстедт, флаг-капитан короля) – 30 канонерок, 14 иолов, а также 1 турума и 1 галера находились на NO на случай попытки прорыва русских через Свенскзунд, как в прошлом году; здесь же находился и король Густав на яхте Amadis. Anderson, вобщем, принимает цифры шведов по Манкелю, а русские силы по факту с небольшими изменениями, считая у них всего 141 судно (в скобках) и 1500 пушек. (Но пушки шведов были большего калибра, их иолы имели 24-фунтовки, канонерки – по 1-2-18-фунтовых; у русских вообще не было 24-фунтовых, среди остальных самые большие были в 18, 16 и 12 фунтов); у русских было еще 3 батареи по 8-36-фунт., а у шведов – 2 гемама – по 24-36фунт. Кстати, Кронстедт (1756-1820), ставший затем вице-адмиралом и морским министром (генерал-адъютантом по флоту) в 1790-е гг., главком флота против Нельсона в 1801 г., в 1808 г., будучи комендантом Свеаборга, «позорно сдал его слабейшему пр-ку», (по словам шведских историков). В действительности, он сдал его русским по тайному соглашению за 20000 ригсдалеров. Будучи приговоренным к четвертованию, он сумел бежать в Россию, где и жил, получая от Александра I, приличную пенсию. Вместе с крепостью он сдал и значительную часть шведского гребного флота (91 судно), в т.ч. 2 гемама, все турумы и 1 бриг. Всех орудий на шведских военных судах было также, как и у нас до 1000 (Anderson – 1200). Команд на всех было более нашего, именно до 18 тысяч (Манкель – 14000). Король Густав присутствовал лично на своей флотилии и распоряжался всеми ее движениями. Положение этой флотилии на Роченсальмском рейде было вынужденное. Наш флот теперь господствовал на Балтийском море, и если она еще не была отрезана от своих портов, то могла быть приведена в это положение ежеминутно, по первому распоряжению адмирала Чичагова. Эта флотилия, как мы видели, могла быть вся захвачена при самом ее отступлении из Выборгского залива. Но теперь на Роченсальмском рейде ее взять было уже трудно. Мы видели, что в прошлом году, при более превосходных силах с нашей стороны, мы едва могли ее победить. Теперь король расположил свои суда около плеса, лежащего южнее нынешнего большого рейда, почти в такой же диспозиции, в какой она находилась и в прошлом году у Эренсверда. В центре, между остравками Кукуари и Варисари, поставлена была линия более крупных судов: турумы, геммемы, удемы, пойемы, сражавшиеся своими бортами. В интервалах у них выдвинуты были галеры и отчасти канонерские лодки, имевшие артиллерию на носу. На флангах, за островками, находились бомбарды. На самых островках поставлены были батареи. За тем, длинные линии иолов и канонерок тянулись на правом фланге шведской позиции от островка Кукуари до Муссало; а на левом, позади отмели, идущей от островка Варисари и до северной оконечности острова Лехма. На севере проход к Роченсальму был снова запружен. Транспортные суда отведены были на малый рейд и для их прикрытия, также как и для защиты малых проходов, поставлены там суда флотилии, менее подвижные из средних и малых, числом до 20. Шведские тактики говорят, что здесь, на Роченсальмских плесах, их флотилия могла быть много выгоднее заблокирована и истреблена, нежели как это было в Выборгском заливе. Все выходы отсюда гораздо теснее, чем из упомянутого залива, и при том для охранения южных выходов можно было поставить наши линейные корабли, теперь уже свободные от дела. За тем, на островах могли быть устроены наши батареи, и шведская флотилия могла быть добита без генерального сражения. Многие с этим могут не согласиться на том основании, что блокада и малая война, по большей части, ведут всегда еще к большим затратам людей и денег, нежели решительные и хорошо соображенные сражения. И потому генеральное сражение на основании строгого тактического расчета было здесь точно также очень уместно, тем более, что после «Выборгского», или скорее «Крюсерортского» дела, войска шведские были приведены в крайнее уныние. А следовательно и стратегический расчет вполне склонялся на пользу сражения. Оставалось только с крайнею осторожностью повести разрешение вопроса тактического. Но общее нетерпение, общее поголовное негодование наших офицеров и даже наших команд за жалкие результаты Выборгской блокады раздавались в ушах у Нассау-Зигена. Обратиться за содействием к адмиралу Чичагову? Но у него не могли целых 4 недели, при общих усилиях, вырвать от 6 до 10 36-фунтовых орудий на Крюсерортскую батарею для истребления шведского флота и обратиться к нему – это значило затянуть дело не только на настоящее, но и на следующее лето. Итак, Зигену приходилось действовать одному и без замедления. С полуночи на 28 июня: маловетрие между N и W, небо облачно, и часу во 2-м устанавливается тихий ветер от WSW. При всем том, однако же, рефракция высоко подняла окружные берега и тяжелая зыбь от SW бьет в острова Вийкар, Ранке и даже доходит до Леллеров. Это были довольно зловещие метеорологические признаки. Но с другой стороны это было 28 июня – день восшествия на престол императрицы, и не только Зиген, но и вся наша молодежь готова была его отпраздновать победою и голоса благоразумия – голоса Козлянинова, Слизова и графа Литта - были поданы очень слабо. А затем, часу в 3-м дан был по эскадрам ордер марша для вступления в сражение. Канонерские лодки делились пополам. Левый фланг или авангард под командованием Слизова должен был идти против правого фланга шведов. Он строился теперь между Вийкаром и Киркумом. За этим левым и передовым нашим флангом, состоявшем из 40 лодок и каиков, на буксире у них шли три батареи, вооруженные каждая 8-ю 36-фунтовыми пушками, и 3 бомбарды. За первою линиею канонерок следовал, по росписанию, наш правый фланг генерал-майора Буксгевдена – 37 канонерских лодок. Главным начальником всех канонерок состоял генерал-майор Пален. В центре первой или передовой боевой линии, по росписанию, должны были строиться галеры. Их было теперь налицо 23, потому что 3 отстали. Галерами командовал граф Лита; линия галер, следовательно, была третия линия на походе. Четвертую линию судов на походе составляли парусные суда флотилии. Из них теперь на лицо было 7 фрегатов, 8 шебек, 2 полупрама, 1 бомбарда и 8 шкун, все прочие парусные суда отстали. Линиею парусных судов командовал вице-адмирал Козлянинов. Почти вся ночь на 28-е прошла у нас в размещении и перестановке судов, и часам к 4 утра все они находились почти на местах. Всего в боевом порядке теперь у нас было 134 судна, расположенных в шахматном порядке между Киркумом и цепью шхер, идущих от Вийкара до Ранке. Ветер во все это время усиливается, и зыбь делается больше. Часов с 8 утра на флотилии нашей начинается общее наступательное движение. Канонерские лодки левого фланга идут в атаку на правое крыло шведской позиции, к югу от островка Кукуари. Они уводят на буксире все три батареи, из которых одну отводят на свой левый фланг, одну ведут в середину и одну – на правый фланг. Тут же следуют и три бомбарды. За ними, в шахматном расположении, трогается и линия галер, направляясь к центру шведской линии. Начало движения совершается спокойно и в порядке. Но едва главная масса наших судов показывается севернее острова Вийкара, как она встречает западное волнение. Тогда общее их движение делается особенно тяжело, еще потому, что волнение идет им сбоку. Несмотря на то, порядок строя в первый момент был соблюден хорошо. Часов около 9 ½ наш левый фланг открыл огонь. Часов около 10 батареи подведены на ближнюю дистанцию к линии шведов; по ним неприятель открывает также огонь, и они под выстрелами у него поставлены на шпринг. Их прикрывают наши галеры, и сражение открывается по всей линии. В это же время ветер свежеет и заходит от SW и даже от SWtS. Для наступления наших парусных судов он даже делается удобнее, и они около полудня также идут в интервалы наших передовых гребных судов. Но прежде, нежели парусные суда успели подойти на выстрел к неприятелю, гребцы на судах нашего северного фланга, вынужденные с самого начала движения держаться усиленно на веслах против волнения, уже утомлены, а выстрелы и дым их окончательно сбили с толку. И это был один только момент, когда несколько канонерских лодок были брошены на линию галер. Галеры смешались и смешали наши парусные суда. В дыму, в огне, началась тревога, а в это время шведские канонерки от острова Муссало трогались с места и, пользуясь нашим замешательством, действовали по нашим столпившимся и сбившимся судам. Сбитые с позиции канонерские лодки пробовали бросать якоря, но их тащило и било о галеры. Весла на некоторых трещали и ломались. Зиген и все начальники отделений бросились немедленно к канонеркм. Все они старались заставить их снова выбраться на ветер и восстановить сражение, и часу во 2-м пополудни успели их развести порознь и отчасти по местам. Все, по-видимому, тронулись снова на позицию, и сражение возобновилось по всей линии. Три наши батареи: на левом фланге, к островку Товаури – подполковник Фрейер; в центре, у Кукуари – лейтенант Ковако, и на правом фланге, у Варисари – майор Цукато – отважно поддерживали бой, и дело, казалось, могло быть исправлено. Все старались последовать примеру батарей, и на всех наших парусных и гребных судах старались, по возможности, исправить ордер по дистанциям и румбам между ними. Часов около 2 пополудни, однако же, у левой фланговой батареи обиты были шпринги, а малое судно со снарядам у нее отбило ветром, и потому она принуждена была прекратить сражение и сдаться назад. А в то же время начальник авангарда наших парусных судов, капитан Деннисон, был смертельно ранен. Ветер продолжал свежеть и волнение усиливалось. Это мешало нашим парусным судам поворачивать вдоль линии. Волнение их сбивало и мешало становиться на якорь, а качка не давала верного прицела нашим выстрелам и сбивала гребцов на наших гребных судах. В то время, как наши команды явились в сражение утомленные суточное греблею и падали от изнеможения, шведы в течение 2-х предшествующих дней спокойно ожидали нас на позиции; гребцы их до того находились на отдыхе и всего этого не испытывали. Шведы видели наше замешательство и спокойно из-за всех островов направляли свои выстрелы в более сгущенные группы наших судов. Нассау-Зиген надеялся разом и не тратя времени сломить неприятеля. Может быть, оно и было бы так – при всей той смелости, с которою начата была от нас атака; но волнение и ветер не допустили нас даже и начать сражение одновременно и в порядке. Часу в 3-м неприятельские канонерки, пользуясь положением острова Лехма на правом нашем фланге, стали под его защитою дефилировать из-за него, обходом с южной стороны, в тыл нашей флотилии. При этом полковник Феншо или кто-то из флаг-офицеров Зигена бросился к нашим канонеркам и дал им приказание атаковать шведские суда, выходившие из-за Лехмы. И это было сигналом к полной ретираде наших канонерок, которые все бросились выгребать на юг – и никакие уговоры всех начальников уже не могли их воротить назад. Гребцы оживились на момент и пустились охотно искать спасения из такого сражения, где выстрелы с их лодок сделались бесполезными. (Подробные описания сражения мы находим во множестве донесений отдельных начальников судов и эскадр, сохранившихся по архивам, но в общем замешательстве, в дыму сражения и после гибели лиц и судов, трудно было определить наиболее виновных и суетливых распорядителей сражения). Затем в начале 4-го стали тонуть наши галеры от пробоин. Уставшие гребцы бросились отливать воду. Ветер и волны срывали наши суда с якорей и бросали их на камни о. Лехма. В 7-м часу вечера наши суда пытаются уйти из-под выстрелов неприятеля. Козлянинов пытался привести в порядок парусные суда и построить их в линию завозами. Но шлюпки с верпами срывали волны, и разбивало суда, на которых рангоут и якоря сбивались огнем пр-ка с островов и со шведских судов, которые у островов были укрыты от волнения. В 8-м часу вечера Нассау-Зиген признал сражение бесполезным. Но теперь отступление наших парусных судов стало уже невозможно, и принц приказал зажигать те суда, которые нельзя было спасти. В 9-м часу мы были в бедственном положении: 6 гребных бомбард были брошены на камни о. Лехма (1 из них была взята, 5 разбилось). Фрегат «Николай» утонул на месте от пробоин со всем экипажем; другой ФР «Мария» был разбит и захвачен шведскими канонерками. Батарея Фрейера утонула от пробоин. 11 галер были сбиты и брошены на камни; 5 канонерок разбиты на о. Лехма; все они оказались в куче, между обломками, веслами, шлюпками, которые разбивает прибоем. В воде оказались тысячи людей. Другие наши галеры и парусные суда пытались спастись и столпились у о. Лехма, отстреливаясь от наступающих шведов. Прибой, ветер, облака. В 10-11 часов вечера во тьме некоторые наши суда еще пытались бороться с волнением, многие из них были зажжены. В 11 часов выстрелы смолкли, наши суда погибали до 3 часов утра. Из-за сильного ветра и волн не спасли и тех людей, которых выбросило на острова к востоку от Роченсальмского плеса. Всего потеряно 7369 человек, в т.ч. 269 офицеров (около 6500 из них попало в плен). Всего потеряно 52 судна (есть их названия и №№): 5 ФР, 5 шебек, 2 батареи, 2 полуправма, 7 шхун, 6 бомбард, 16 галер, 5 канонерок, 4 мелких; еще 1 бамбарда разбилась в Аспэ 23 июня.. Зиген писал Императрице: «Не имею сил на подробности. Я – в отчаянии. Я решил оставить свое ремесло; я лишь вреден для службы Вашего Императорского Величества. Позвольте мне сдать командование Козлянинову». Турчанинов секретно писал Безбородко о причинах поражения: 1. Беспредельное рвение Зигена найти и разбить пр-ка. 2. Люди необучены, лодки не устроены, с них нельзя взыскивать. 3. Сильный ветер, не смогли даже отступить. Уцелело около 100 судов; они отошли к Фридрихсгаму, получили подкрепления из СПб и Выборга и вскоре их число возросло до 177, не считая мелких и брандеров; командующим стал Козлянинов. Был быстро разработан новый план атаки шведов на Роченсальмском рейде с участием ЛК; предполагалось запереть шведам выход с южной стороны. И шведы были бы истреблены. Но несогласие наших командующих и особенно Чичагова, который, как и при Выборге, делал все, чтобы слава ни коим образом, не досталась армии и гребному флоту, привело всех наших военных к полному равнодушию и подтолкнуло Екатерину к миру. R.C. Anderson, Naval wars in the Baltic (1910) Потери в сражении: русских – 5 ФР (3- взяты, 2 - утонули), 4 шебеки (1 взята), 1 гемам (взят), 2 полупрама (уничтожены), 2 плавбатареи (взяты), 7 шхун (уничтожены), 16 галер (7 взяты), 7 бомбард (2 взяты), 10 каиков (взяты), 6 канонерок (взяты), 4 дуббель-шлюпки (взяты), итого 64 судна. Шведы потеряли удем Ingeborg и 3 канонерки, 181 + 123. Кирхгоф Нассау-Зиген шел быстро, в 3-х линиях (в середине – 20 канонерок), параллельно шведскому центру; огонь открыт с 9.30; через 2 часа русское левое крыло отошло. Зиген энергично повел атаку на выдвинутое правое крыло шведов и отбил их, освободив главные силы от огня канонерок бригады полковника Тёрнинга, но тот также подошел ближе и открыл продольный огонь. Отошедшие русские канонерки опять пошли в атаку и долго держались. Но тут к Тёрнингу подошла на помощь померанская дивизия (tyska), бывшая в тылу, кол-во канонерок и иолов было доведено у Тёрнинга до 100 и русские были отбиты. Началось общее отступление русских, их восточный фланг держался дольше, т.к. вступил в бой позже. Русский центр оказался под перекрестным огнем; мелкие русские суда отошли быстро, но большие были очень избиты, не могли выйти на ветер; сильный ветер и волны. Очень тесно, шведы вели огонь до 10 часов вечера, многие русские суда сели на мель. Король же Густав не использовал победу, надеялся на изменение ветра, хотел, чтобы русские бежали; даже думал послать им парламентера. Шведские канонерки лишь 10 июля пошли в погоню. В общем, Нассау-Зиген хорошо задумал атаку, но не довел дело до конца; он не сосредоточил все силы на слабом правом фланге шведов; надо бы было ему атаковать с наветра. Вообще, целесообразнее было бы запереть шведов в Роченсальме; русские действовали очень самоуверенно (влияние Выборга).

Румпель: А каковы были параметры плавучих батарей? Их буксировали?

Эд: Румпель пишет: А каковы были параметры плавучих батарей? Их буксировали? Их подробности со схемой есть у Чернышева, Российский парусный флот, том 2. Развитие типа прамов. Прамы - неуклюжие ящики, которые с трудом тащили галеры, они имели 2 дека. Плавбатареи имели заужения в оконечностях, меньшие размеры, но все равно их буксировали, они имели орудия на одной палубе, весел не имели, как и прамы, имели одну небольшую мачту в середине корпуса (видимо, для облегчения поворотов). Те, что сражались в 1790 г., были построены в Кронштадте в том же 1790 г., 32.1-9.5-2.3 метра, 8-36-фунт., 128 чел. Были номерные, №1 и №2 погибли при Роченсальме, с них спаслось 12 и 11 чел., № 3 в 1791 > Непобедимая, сгорела в СПБ в 1796. Позже их строили вместо прамов (до 1834 г.), они участвовали в войне со Швецией 1808-09 гг.




полная версия страницы