Форум » Войны Нового времени (XVII-XIX вв.) » Эффективность корабельной артиллерии и тактика артиллерийского боя. » Ответить

Эффективность корабельной артиллерии и тактика артиллерийского боя.

ABC: Знаменитый бой "Ванжера" и "Брансуика" проходил даже не на "пистолетной", а на "кинжальной" (если можно так выразиться) дистанции. По Мэхэну, ЕМНИП, оба корабля, сцепившись снастями, более двух часов разряжали друг в друга орудия, прежде чем "Ванжер" в силу преимуществ англичан "на нижнем этаже" (наличие у англ. артиллеристов банников с гибкими рукоятками) не начал тонуть. И это при том, что по "Ванжеру" вели огонь и другие англ. суда. Как известно, абсолютное большинство потерь в морских боях - это сдавшиеся потерявшие ход из-за повреждений в рангоуте корабли. А из погибших, опять же, абсолютное большинство - жертвы пожаров и взрывов (особенно этому бедствию почему-то был подвержен флот оттоманский ) Потопленные (то есть, "классически" затонувшие от подводных пробоин) составляют единицы. Но при этом, если не ошибаюсь, основным боеприпасом являлись ядра, а стрельба по корпусу (во всяком случае у англичан) все же доминировала. В связи с вышеизложенным, хотелось бы узнать поподробнее: какой флот, с какой дистанции, чем, и куда предпочитал стрелять. Отдельный вопрос по брандскугелям: [quote]из погибших ... абсолютное большинство - жертвы пожаров и взрывов [/quote] 1)Означает ли это более высокую их эффективность по сравнению с ядрами? 2)Почему упоминания об их использовании встречаются, преимущественно, в описании русско-турецких баталий.

Ответов - 13

Эддд: ABC пишет: какой флот, с какой дистанции, чем, и куда предпочитал стрелять. Англичане стреляли не по корпусам (они имели до метра тольщины очень прочного дуба - на фр. и исп. ЛК), а по палубам, поражая прислугу. Так же и шведы при Гогланде. Французы, испанцы и русские - по такелажу и снастям, чаще применяя картечь. О дистанции говорить трудно, она была слишком различна в разных случаях. ABC пишет: 1)Означает ли это более высокую их эффективность по сравнению с ядрами? Брандскугели (и каленые ядра) были не менее опасны и для самого стрелявшего ими корабля. Кроме того, они требовали апределенное время на подготовку. ABC пишет: 2)Почему упоминания об их использовании встречаются, преимущественно, в описании русско-турецких баталий. Не считая Синопа, они использовались только при Чесме, когда было достаточно времени на их подготовку. При Афоне и Наварине они не применялись. По сведениям, полученным от современных турецких историков, во время боя в Хиосском проливе, первым загорелся не трецкий флагман Burc-u Zafer, а Евстафий (вероятно, от разорвавшейся собственной пцшки), и он же первым взлетел на воздух.

ABC: Эддд пишет: Англичане стреляли не по корпусам, ... а по палубам, поражая прислугу. Уточните, пожалуйста: по верхней палубе или по орудийным декам?

Эддд: ABC пишет: по верхней палубе или по орудийным декам? С более дальней дистанции - по верхней палубе, по пушечным портам, очевидно, с более близкого расстояния, попасть было трудно, тем более, что на испанских кораблях такие порты сознательно делались небольшими, чтобы затруднить попадания в них, хотя это сильно затрудняло стрельбу самими испанцами (Глориосо 70 в 1747 г.).


Фаддей: Эд пишет: Англичане стреляли поражая прислугу.Французы, испанцы и русские - по такелажу и снастям, чаще применяя картечь А разве картечь не применяется как раз по прислуге?

Эддд: К этому еще можно добавить, что на близкой дистанции ядра обычно пробивали борта, особенно в верхней, более тонкой части, куски дерева и щепа вызывали большие потери среди прислуги. Хотя в Тулонском сражении 1744 г. 32-фун. ядра Намюра 90 даже с очень близкого расстояния не могли пробить борта Реал Фелипе 114, толщиной 37 дюймов, вероятно, красного дерева (точнее, "американского кедра"), так что англичане перенесли огонь на такелаж. Красное дерево использовалось при постройке кораблей в Гаване, Реал Фелипе был построен в Гуарнизо, но, несомненно, красное дерево из Америки использовалось для постройки этого "элитного корабля", красное дерево составляло важную статью экспорта из американских владений Испании, оно грузилось на галеоны Flota в Вера-Крус и Гаване.

Фаддей: Эд пишет: красное дерево составляло важную статью экспорта из американских владений Испании, оно грузилось на галеоны Flota в Вера-Крус и Гаване. Испанцы делали из красного дерева корабли, а французы -комоды. Хе-хе. Есть ли данные в % из какого дерева делали корабли флоты Англии, Франции, Испании и России?

Эддд: Фаддей пишет: из какого дерева делали корабли флоты Англии, Франции, Испании и России Строить стремились, разумеется, из дуба, хотя некоторые элементы по необходимости - из сосны. Несколько серий быстроходных фрегатов в начале 19 века англичане строили из красной или смолистой сосны, но они были недолговечны, некоторые, спущенные в 1813 г., уже в 1817 пошли на слом. Наши архангельские - из лиственницы, очень дешевые. Испанские в Гаване (в основном, более крупные - ЛК и ФР) - из американского красного дерева, на их долю приходилось 20-30% всех испанских кораблей. С начала 19 века англичане строили корабли в Бомбее из тика, самые прочные. Фаддей пишет: Испанцы делали из красного дерева корабли, а французы -комоды Мебель делается из красного дерева из Азии. Американское красное дерево - несколько иное, кубинский кедр, также красный и белый кедр. Они все именовались mahogany, хотя различались. Испанские историки полагают, что кубинский кедр значительно более устойчив к микроорганизмам в теплых тропических водах, чем обычный испанский дуб, по этой причине гаванские корабли служили дольше тех, что строились в испанских портах. Это было весьма важно для испанцев, корабли которых должны были плавать в Тихий океан, в Китай и на Филиппины. То же относится и к португальским кораблям (плавания в Бразилию, Гоа и Макао).

ABC: Эддд пишет: Брандскугели...Не считая Синопа, они использовались только при Чесме, когда было достаточно времени на их подготовку. При Афоне и Наварине они не применялись. А чем же вызван такой грандиозный пожар при Наварине?

Эд: ABC пишет: А чем же вызван такой грандиозный пожар при Наварине Из отчетов союзников не видно, чтобы они применяли "огненный снаряд". В шканечном журнале Азова сказано, что у турок сгорело и взорвалось 13 судов. У Джеймса отмечено, что, когда турки увидели, что их поврежденные корабли могут быть захвачены, они их начали поджигать. Можно привести много примеров гибели кораблей в сражениях от пожаров и взрывов, хотя зажигательные снаряды и не применялись.

Агриппа: Эддд пишет: Не считая Синопа, они использовались только при Чесме, А разве при Синопе использовались брандскугели? Вроде бы там были бомбические орудия типа орудий Пексана. Или под "брандскугелем" Вы подразумеваете любой зажигательный снаряд? Фаддей пишет: А разве картечь не применяется как раз по прислуге? На линейных кораблях прислуга укрыта бортами или фальшбортом, которые достаточно легко останавливают картечь. А при большом разлете картечин попадание их в значительных количествах через порты маловероятно. Шепки от фальшборта, разбитого ядром, нанесут прислуге бОльшие потери. Картечь эффективна по ничем не прикрытой живой силе, в полевом бою.

Эд: Агриппа пишет: А разве при Синопе использовались брандскугели? Я неточно выразился, просто имел в виду применение "огненного снаряда" вообще.

Фаддей: Агриппа пишет: прислуга укрыта бортами или фальшбортом, которые достаточно легко останавливают картечь Да, но коечные сетки прикрывавшие головы она снесет, и может быть с головами.

Агриппа: Фаддей пишет: Да, но коечные сетки прикрывавшие головы она снесет, и может быть с головами. Вопрос спорный. Ядро снесет точно, а вот картечная пуля - вопрос. Но даже если и так - какой урон понесет линейный корабль? Фальшборты ниже роста человека - только на форкастле и квартердеке, где стоит несколько малокалиберных пушек. А главная артиллерия (и ее прислуга) от картечи укрыта достаточно хорошо.



полная версия страницы