Форум » Войны Нового времени (XVII-XIX вв.) » Линейный корабль Кронан » Ответить

Линейный корабль Кронан

Dreik: Когда то давно смотрел про раскопки на дне балтийского моря шведского линейного корабля Кронан, который будучи флагманом шведской эскадры в сражении с датской эскадрой под командованием Тромпа затонул почти со всем экипажем и главкомом шведов после неудачного маневра. Есть ли у кого нибудь информация о том, что это было за сражение , когда оно произошло, в ходе какой войны (до этого я не слышал о каких-либо датско-шведских войнах) и описания боя?

Ответов - 13

пьер: Для начала можно посмотреть Штенцеля посмотреть. Последняя глава первого тома его "История войны на море" посвящена этим войнам. Есть на милитере.

Олег: Штенцель пишет "Корабль «Стара Кронен» имел 126 орудий; он был, вероятно, самым большим кораблем того времени. Самый распространенный калибр судовой артиллерии — 24-фунтовые орудия; сильнейшие пушки — 36 и 30-фунтовые. .....Около 11 час. утра начался бой. Флагманский корабль Тромпа шедший пятым, хотел прикрыть своим огнем брандер, приближающийся к «Стора Кронан». Последний открыл огонь из специально для этого отдраенной наветренной нижней батареи. Начался длительный бой на параллельных курсах. Весь бой, от начала до конца носил характер преследования; по всей линии шли одиночные бои. Свежело от запада, начались сильные шквалы, волнение стало весьма большим. Вскоре после этого адмирал Угла, шедший за Крейцом, спросил сигналом разрешение сделать поворот; он хотел окружить передние датские корабли и отрезать их от главных сил, несколько отставших. Крейц разрешил, но в то же время поднял сигнал повернуть всему флоту; флагманскому кораблю он приказал поворачивать немедленно. Его убеждали в необходимости перед поворотом убавить парусов, т. к. корабль неостойчив и к тому же имеет слишком мало балласта. Ему указывали на необходимость сначала закрепить орудия, так как при приведении к ветру они могут переброситься на подветренный борт и вызвать губительный для корабля крен. Все доводы не привели ни к чему; главнокомандующий настаивал на том, что флагманский корабль всегда должен поворачивать первым на неприятеля. Вероятно во всей военно-морской истории не найти столь нелепого приказания, как приведенное выше. Приказание было немедленно исполнено, флагманский корабль бросился к ветру, опасно накренившись во время поворота; когда нашел новый сильный шквал, он лег на левый борт и начал опрокидываться; незакрепленные орудия перекатились на подветренную сторону; полупортиков нижней батареи, только перед этим открытых, не успели задраить. В то время, как правый борт корабля был еще высоко над водой, загорелся пороховой погреб; в несколько минут сильнейший шведский корабль взлетел на воздух. Из 850 человек команды удалось спасти лишь 40; Крейц, его сын и адмирал-лейтенант Биорнрам утонули. Все это случилось в 16 милях севернее южной оконечности Эланда, на траверзе кирхи города Гюлтерстадт. Другой линейный корабль потерял во время поворота грот марсель. Кораблю адмирала Угла пришлось повернуть через фордевинд, чтобы не столкнуться с тонувшим «Стора Кронан». Шведский строй был приведен в полный беспорядок. " У Штенцеля же приведён рисунок "Стора Кронан".

Dreik: Я еще слышал, что в ходе раскопок были обнаружены останки адмирала Крейца.


Эддд: Олег пишет: он был, вероятно, самым большим кораблем того времени. Самым большим он все же не был, фр. Royal Louis (1667) и Soleil Royal (1669) были больше его, но он был, наверное, самым реально тяжеловооруженным при относительно небольших размерах. Когда фр. монстрам пришлось идти в море, их вооружение было заметно сокращено, чего не сделали на Stora Kronan. По этому кораблю были специальные исследования шведских историков. Похоже, что его построили под влиянием фр. Royal Louis 120 (1667). Вот данные из sailingwarships.com Stora kronan / Riks-Kronan 1668-1676 Stockholm Blown up in action 1676. Guns:12-36,16-30,40-24,2-18, 36-12,20-6 124-128 178-6 x 43-5 x 21 885 Шведский фут - 296,9 мм Гон-дек - 12-36, 16-30, 4-26. 2-18 Мидль-дек - 36-24 Опер-дек - 36-12 Дело было в сражении у Эланда в 1676 г. во время Сконской войны (1675-79 г.). В эту войну прославился датский флотоводец Нильс Юэль (Юль). В 16-17 веках шведы и датчане вели почти непрерывные войны.

Dreik: А чем закончилось само сражение?

Эддд: Dreik пишет: А чем закончилось само сражение? Шведы были разгромлены, 2-й по силе шведский корабль - флагман адм. Уггла (Svaedet 90) спустил флаг, но подскочивший голл. брандер рподжег его, и тот погиб со всем экипажем. Погиб и Riks Applet 84, шведы бежали, потеряв свои лучшие корабли. Шведский король, наблюдавший за этим боем с колокольни, был потрясен и оказался в положении ступора.

Эд: По этому кораблю я нашел в книге Halldin'a об истории шведского кораблестроения данные о его водоизмещении, весе артиллерии и величине его чрезмерного вооружения (overgunning) (по системе Чапмана) и кое-что из работы самого Чапмана, а также там есть данные по другим кораблям (для сравнения). Если это представляет интерес, я могу выложить эти данные.

пьер: Конечно интересно, как и данные по тем, с кем его сравнивали.

Эд: пьер пишет: интересно В книге Gustaf Halldin (изд.), Svenskt skeppbyggen, Malmo, 1963, в разделе «Шведское судостроение в 1500-1680» (автор - Nils Hall) приведены данные по водоизмещению Stora Kronan 126 по системе Чапмана: Kronan 126 1668-72, 53-12,92-6,23 м, его водоизмещение – 2048-2150 Тх Вес артиллерии – 453,6 т (!) – 20,26% - своего рода рекорд, при таком вооружении размеры должны были быть 58,61-15,35 м. Приведена хорошо известная формула: m = в числителе – B в квадрате х L, в знаменателе – 2900 С 2/3, где: L – длина в футах, B – ширина, С – вес всей артиллерии в тоннах. Если m=1, то корабль несет артиллерию сообразно его размерам, если больше, то вооружение чрезмерно (overgunned), если меньше 1, корабль недовооружен (undergunned). Водоизмещение больших ЛК того периода : Couronne 72 1637 2337-2460 Soleil-Royal 110 1669 2935-3082 Britannia 100 1682 2369-2487 Royal Louis 110 1692 4028-4240 Konung Karl 110 1694 2514-2640, вес артиллерии – 288 т (10,91%) Fredericus Qvartus 110 1699 3340-3507 Royal Louis 116 1759 4495-4732 Victory 100 1765 3325-3500 Я проверил это по работе Чапмана (18 век), он дает размеры в шведских футах (=297 мм): Kronan 126 178.5-43.5-21, при его артиллерии он должен был бы иметь размеры 197,4-51,7, его m=0,639 (!) – своего рода рекорд. Шведы сочли остойчивость Konung Karl недостаточной (m=0,952), а вооружение – чрезмерным, в 1724 г. после тимберовки его вооружение было сокращено со 110 пушек до 100, 36-фунт. пушки убрали, вес артиллерии сократился с 288 т до 270 т (10,91%>10,3%), и m стало равно примерно 1.

Олег: Эд пишет: Если m=1, то корабль несет артиллерию сообразно его размерам, если больше, то вооружение чрезмерно (overgunned), если меньше 1, корабль недовооружен (undergunned). Если m-метацентрическая высота, то должно быть наоборот m<1 - перевооружён; m>1 - недовооружён. Даи из примеров это вроде следует.

Эд: Олег пишет: Если m-метацентрическая высота, то должно быть наоборот m<1 - перевооружён; m>1 - недовооружён. Даи из примеров это вроде следует. Да. это так, я просто оговорился. в числителе ведь размеры, в знаменателе - вес артиллерии.

Dreik: Нашел тут на windgammers. В 1980 г. после систематического обследования дна с помощью гидропокатора бокового обзора, протонного магнитометра и телевизионного искателя Францен и его группа обнаружили «Крунан» на глубине 26 м всего в шести морских милях от восточного побережья Эланда. То, что увидели первые аквалангисты, было совсем не похоже на «Васу»: перед ними лежал лишь разрушенный остов. Однако позднее в илистых отложениях были обнаружены тысячи предметов, принадлежавших команде. Это был семнадцатый век в миниатюре. навеки застывший в полдень 1 июня 1676 г. В 1981 г. начались подводные раскопки «Крунана» которыми руководил Кальмарский музей. Центральная часть места гибели корабля разделена на двадцать квадратов со стороной 10 м. образующих систему координат. Каждый угол помечен белым крестом и буквенно-цифровым кодом. Такие отметки необходимы для определения места обнаружения того или иного предмета. а также для фотографирования и поисковой работы. Еще одно используемое здесь новшество — переносная пластиковая решетка. Перед началом работ ее накладывают на помеченную систему координат, что также облегчает описание места обнаружения предметов. В сочетании с триангуляцией этот метод дает эффективные результаты на нынешней стадии раскопок. Сами раскопки производятся с помощью подводного пылесоса, который поднимает отложения на поверхность. не вызывая замутнения воды донными осадками. Аквалангисты подбирают обнаруженные таким образом части затонувшего корабля и предметы. а поднятые сжатым воздухом ил, песок и гравий промываются на палубе базисного судна, что позволяет находить и более мелкие предметы. Большую помощь в документировании объекта оказывают специальное снаряжение для подводных зарисовок. фотоаппаратура и, пожалуй. самое главное — видеокамера. Обследование места раскопок с помощью видеокамеры, работающей в условиях низкой освещенности, исключительно удобно и позволяет достаточно экономичным способом получать максимальный объем непосредственной визуальной информации. Связь между аквалангистами и поверхностью осуществляется с помощью подводного телефона. Аквалангисты пользуются лишь водонепроницаемыми комбинезонами, защищающими их от непосредственного контакта с холодной балтийской водой, температура которой на такой глубине редко превышает 8° С. Это весьма важная мера предосторожности. Время нахождения аквалангистов на глубине 26 м относительно ограниченно. Каждый из них совершает по два погружения в день. Общее время пребывания под водой составляет от 50 до 70 минут в зависимости от того, применяется ли декомпрессия. В начале раскопок (1981) на самых важных участках места гибели корабля были сделаны пробные шурфы, с тем чтобы определить границы всего участка и элементы конструкции судна. Археологи сразу же поняли, что в отложениях сохранилось огромное число предметов, и отметили богатую резьбу покрытых илом деревянных частей корабля, сохранившихся благодаря природным условиям Балтики. «Крунан», безусловно, давал уникальную возможность для изучения жизни большого военного корабля 17 в. В 1984 г. после трех рабочих сезонов от пробных шурфов перешли к систематическим раскопкам идентифицированных конструкций левого борта. Выбор этого метода был сделан на основе накопленного опыта, позволившего теоретически обосновать процесс разрушения и современное состояние обломков корабля. Перед своей гибель «Крунан» шел в северном направлении при сильном юго-западном ветре. Корабль развернулся на всех парусах. накренился на левый борт и опрокинулся, что доказывает положение остова на морском дне. Мощный взрыв в пороховом отсеке, но-видимому снес весь правый борт. поскольку взрывная волна шла именно в этом направлении. Корабль. вероятно, раскололся поперек перед грот-мачтой. что объясняет отсутствие его носовой части. Таким образом, примерно две трети левого борта, начиная от кормы, сохранились. После взрыва «Крунан» быстро затонул, опустившись на дно левым бортом. На это указывают скульптуры. обнаруженные на внутренней стороне левого борта, где некогда была капитанская каюта, которая располагалась в кормовой части верхней батарейной палубы. Первоначально они были прибиты к стене гвоздями, которые вскоре после гибели судна разъела ржавчина. Однако скульптурные изображения остались на своих прежних местах. На основании этого можно предположить, что внешние скульптуры по левому борту кормовой надстройки, по всей вероятности, также находятся на своих первоначальных местах под анаэробным кристаллизовавшимся илом. Мы надеемся, что дальнейшие раскопки докажут правильность этих предположений. Поскольку «Крунан» был первым построенным в Швеции трехпалубным кораблем, он должен иметь уникальные конструктивные особенности. Некоторые из них уже выявлены. Однако основную ценность представляет большое разнообразие памятников материальной культуры, обнаруженных при раскопках «Крунана». К 1986 г. было обследовано примерно 15% площади объекта, при этом извлечено более 12 тыс. предметов. Среди них посуда, личные вещи, оружие. навигационные приборы, скульптуры. музыкальные инструменты, сундучок с лекарствами и самая крупная из когда либо обнаруженных в Швеции коллекция золотых монет. Наиболее интересные находки — удивительно хорошо сохранившиеся скульптуры. По ним все еще видно, как кусок дерева обретал под резцом скульптора форму. Щадящий процесс консервации методом сухого вымораживания обеспечивает сохранность мельчайших деталей деревянных скульптур. Реставрация резного декора «Крунана» — одно из главных достижений проведенного исследования. С началом раскопок в Кальмарском музее открылась выставка, которую посетило уже свыше 200 тыс. человек. Работы по изучению «Крунана» привлекают внимание подводных археологов всего мира. Ежегодно (они приглашаются для участия в раскопках и обмена опытом. Балтика в целом и «Крунан» в частности дают уникальную возможность осуществлять подводные исследования в исключительно благоприятны условиях

Эд: Шведы, которые вели раскопки Kronan, определяют его водоизмещение в 2300 т и следующее рапределение орудий по палубам: по борту - погонные - ретирадные - всего гон-дек 26 4 2 32 мидль-дек 26-28 4 2-4 34 опер-дек 28 4 4 36 шканцы 10 бак 4-8 ют 6 Всех 122-126 Вес поднятых пушек, кг: 36ф - 3655, 3663, 3785, 3650 30ф - 2970, 3420, 3350, 3690 24ф - 2880, 2860, 2830, 2870, 2850,2910, 2875, 4300 12ф - 3600, 2270, 2200, 2297, 2520, 2230 6ф - 2790, 1810



полная версия страницы